Экономическое содержание выручки и прибыли

Тема: Экономическое содержание и назначение выручки и прибыли.

  1. Роль прибыли в условиях развития предпринимательства.

Прибыль тАУ это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является покаВнзателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объём и качество произвеВнденной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем  прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсиВнфикацию производства при любой форме собственности.

Прибыль тАУ один из основных  финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельноВнсти предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техВнническому и социально- экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприВнятий, но приобретает всё большее значение в формировании бюджетных и благотворительных фондов.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в резульВнтате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельноВнсти предприятия вместе с тем не означает его уникальность.  Анализ стимулирующей роли приВнбыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда и ущерб производственному и социВнальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения ВлнезаработаннойВ» приВнбыли, т. е. Образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изВнменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукВнции.

В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объёма денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда тАУ дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег.

Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает поВнвышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность- это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определённой базы.

Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может исчисляться по-разному. На протяжении последних 25 лет широко примеВннялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственВнных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).

Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполаВнгалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей сумВнмой производственных фондов, т. е.  стимулировать улучшение использования последних.

Однако, как показал прошедший период, поставленная цель не была достигнута. Данный показаВнтель рентабельности, исчисляется как отношение прибыли к стоимости производственных фонВндов, продолжает  применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. При этом рассуждают так, что поскольку в процессе производства принимают участие как средства труда, так и предметы труда, поскольку чем больше ВлсъемВ» прибыли с каждого рубля производственных фондов, тем  лучше и эффективВннее работает предприятие, и наоборот.

Данный показатель рентабельности исчисляется по формуле

                                             П

                   Р= --------------- * 100,

                         ОФ + НОС

где Р тАУ уровень рентабельности производства, %;

      П тАУ валовая прибыль предприятия, руб.;

      ОФ тАУ среднегодовая стоимость основных производительных фондов, руб.;

      НОС тАУ среднегодовая стоимость нормативных оборотных средств (материальных оборотных   средств), руб.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отноВншение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственВнных расчетах, при контроле за прибыльностью  (убыточностью) отдельных видов изделий, внедреВннии  в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимоВнсти реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текуВнщих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов. В связи с этим при планировании ассортимента производной продукции учитывается, насколько рентабельВнность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции в зависимости от изделия удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и полуВнчить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

        П                                 П

               Р=----------* 100 и             Р= ---------* 100,

                         С п                                    Ц п               

где Р - рентабельность продукции, %;

                           П тАУ валовая прибыль предприятия, руб.;

                           С птАУ полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

                           Ц птАУ объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минимум налога на доВнбавленную стоимость тАУ НДС и акцизов), руб.

         Тем не менее, факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых эконоВнмических явлений и процессов. Это, прежде всего:

  • совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной  и денежной системах;
  • повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимВнных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
  • индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

         Важнейшим форматом роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разраВнботка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

         Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

       К  важнейшим фактором роста прибыли относятся:  рост объема производства и реализации проВндукции; внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательВнской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факВнторов.        

       Основной источник денежных накоплений предприятий тАУ выручка от реализации, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализаВнцию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта тАУ получить больше приВнбыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в  расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

       Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимоВнсти. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. При рациональном  изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших поВнказателей деятельности предприятий. Дальнейший показатель создает заинтересованность трудовых колВнлективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объВнема реализованной продукции ( с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

       В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объектов ее реализации. С развитием предпринимаВнтельства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель выручки от реализации продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь,  способствует развитию предпринимательской деятельности.

       Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спроВнсом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объёма реализации этой продукции.

       Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выВнручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

       Затраты  на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, топлива, энергии, основных фонВндов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.

       Состав и структура затрат зависит от характера и условий производства при той или иной формы собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

       Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, - один из важВннейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий.

          Реальный состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется ВлПоложеВннием о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),  и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогоВнобложении прибылиВ», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.  № 555   с последующими изменениями и дополнениями.

       В соответствии с Положением затраты на производство и реализацию продукции исходя из их экоВнномического содержания объединяются в пять групп: материальные затраты (за вычетом стоимости возВнвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисляются на социальные нужды; амортизация основных фондов и прочие затраты.

       Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины тАУ объема выручки от реализации продукции.

       Размер выручки от реализации продукции и соотносительно прибыли зависит не только от количеВнства и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.

       Выручка от реализации продукции в соответствующих ценах может определяться различными меВнтодами в зависимости от рыночных условий хозяйствования, наличия или отсутствия договоров, путей внеВндрения товаров на рынок и т. д.

       Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализаВнция считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счете предприятия в банке, либо наличными в кассу предприятия. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.

       Тот или иной метод определения выручки от реализации продукции в зависимости от рыночных условий хозяйствования , наличия или отсутствия договоров, путей внедрения товаров на рынок и т. д.

       Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализаВнция считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счета предприятий в банке, либо наличными в кассу предприятия. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.

       Тот или иной метод определения выручки от реализации продукции в зависимости от договорных условий, форм сбыта продукции и иных хозяйственных проблем установления самим предприятиям на длиВнтельный период. 

       Итак, виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем выручки от реализаВнции продукции, а следовательно, прибыли.

       Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. ПроведенВнная в России либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия цен, что повлекло колоссальВнный рост цен почти на все производимые товары. С помощью таких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что не всегда содействует повышению качества продукции и эффекВнтивности производства.

  1. Состав валовой прибыли предприятия.

       Состав валовой прибыли предприятия. Прибыль как главный результат предпринимательской деяВнтельности обеспечивает потребности предприятия и государство в целом. Поэтому прежде всего важно опВнределить  состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

       Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, является: рост объВнема производимой продукции в соответствии с договорными   условиями; снижение ее себестоимости; поВнвышения качества; улучшение ассортимента; повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда.

       К фактам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся: изменения государственных реВнгулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние природных, географических, транспортных и техниВнческих условий на производство и реализацию продукции и др.

       Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.

       В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валоВнвая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной проВндукции тАУ основная часть валовой прибыли.

       Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции услуг нетоварного характера, т. е. Прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовиВнтельных и других хозяйств, находивших на балансе основного предприятия.        В состав валовой приВнбыли входит также прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.         

       Наконец, в составе валовой прибыли отражаются  внереализованные доходы и расходы, т. е. реВнзультаты внереализованных операций.

       В связи с тем что подавляющую часть валовой прибыли  (95-97%) предприятия получают от реалиВнзации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное влияние. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на приВнбыль от реализации продукции.

  1. Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

       Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляВнется на  дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том  числе государВнство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные услоВнвия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

       Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансироваВнния производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкВнций. Так,  из чистой  прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (раВнботы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

       В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.

Вместе с этим смотрят:

Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети
Автоматизация оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка
Аккредитивная форма расчетов
Активные операции коммерческих банков