Легенда и рыцарский роман

Каролинсское возрождение, собрав лучших представителей западВнной образованности при дворе императора, воспитало целое покоВнление богословов, учёных и литераторов, рассеявшееся по франкской земле, оживившее старые центры культуры и создавВншее в аббатствах и епископских городах новые.

Обращаясь к миру, клирики увлекаются мирскими сюжетами и занимающими светское общество интересами. Латинская литераВнтура вступает во взаимодействие с народной словесностью. АльВнберт пишет латинскую поэму об Александре Великом. Давно произносившие свои проповеди на Влlingua rusticaВ», клирики слаВнгают на нет стихотворные легенды и церковные песнопения, пеВнреводят в стихи евангельские рассказы. В половине ХI в. появляется французское стихотворное житие Св. Алексия. НачиВннают звучать первые народные песни в честь Девы Марии.

Старый германский эпос воспринимает новые наслоения, романская эпическая поэзия примыкает к каралинсской и феоВндальной истории. В образе Карла Великого сливаются воспоминаВнния о нём самом, Карле Мартелле и Карле Лысом. Великий Карл тАУ величавый и мудрый король, молчаливый в совете, решительный и мужественный в бою, когда его седая борода на покрытой бронею груди. ВлNostre emperere magneВ» вождь борьбы с сарацинами, имя которых покрыло всех врагов: и норманнов, и арабов. Он защитВнник веры и мира, воплощение национальной идеи. По его мотивам Бог совершает чудеса, и с ним беседует архангел Гавриил, посланВнник Божий. Автор ВлПесни о РоландеВ» знает: ВлNi ne pedrat dolce France son los!В» Он дорожит честью Франции, и гордиться её героями тАУ Влli quens RollansВ» и Влolivier li berВ». Все впадают в ярость, когда говорят, что есть император поважнее Карла. Они любят ВлgaberВ», т. е. неумеренно прихвастнуть, особенно выпитого вина и перед отходом ко сну. Во дворце греческого императора сам Карл заявляет своим рыцарям, что он способен разрубить пополам вооВнруженного рыцаря вместе с его конём, граф Роланд может звуком рога сбить с петель городские ворота Константинополя; ВлgabВ» Оливьера, влюбившегося в дочь греческого Влкороля УгонаВ», непеВнредаваема. Но если герои прихвастнут, они с Божьей помощью и выполнят свои невероятные обещания, а напуганный король Угон будет рад признать себя вассалом Карла. Так идея отечества и геВнроический идеал сплетаются с любовной, но острой насмешкой над Карлом на потеху ярмарочной толпы. Старые мотивы германВнского героического эпоса сочетаются с более свободным к нему отношением, то есть со смутным чутьём становящейся художестВнвенной формой.

Национальное чувство находит себе выход в Влкоролевской эпопееВ»; местный патриотизм, идеал верности к сеньору и героических подвигов в Влэпопее феодальнойВ», связываемой с именами знаменитых баронов. А из Британии переносятся во Францию старые кельтские предания, легенды о фантастических приключеВнниях и любви героев. Уже выплывают из тумана образы прекрасВнной Изольды, жены короля Марка, и Тристана. В ВлChancos de gestesВ» творчески осознаётся идеал феодальной знати. Под аккомВнпанемент арфы, ВлротыВ» или виолы поют ВлПесни о подвигахВ» бродяВнчие певцы, ВлjoglersВ» или ВлjogledorsВ»; поют их и рыцари в пути или перед битвой. В цветущих землях южной Франции, в области Влlanque dВґocВ» устраиваются культура и быт феодального общества, и с конца ХI века (1087-1127), первый трубадур, ещё непосредстВнвенно выражает свою любовь к жизни наслаждениям. Но скоро новую поэзию скуёт форма, отражение устанавливающейся в курВнтуазном быту меры, ВлmazuraВ». Поэт-министириал станет славить свою даму, зарабатывая себе на хлеб и вырабатывая художестВнвенный стиль. Он станет учителем весёлой науки и вытеснит скучного капеллана или заставит его говорить о любви. Новая лиВнрическая поэзия, поэзия рождающегося на пороге ХII в. феоВндально-рыцарского общества, отдаваясь иногда политическим страстям в ВлсирвентахВ», уйдёт в наблюдение духовной жизни и буВндет следить за сменою тонких, сковываемых ритмом чувств. И постоянное, беспокойное движение феодального мира перебросит поэзию провансальских трубадуров к французским труверам, ко двору неаполитанских королей и в Германию. Развитие и расцвет миннезанга падают на ХII и XIII века начала его скрыты в феоВндальном творчестве XI века.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Л. В. Карсавин ВлКультура средних вековВ»
  • А. Я. Гуревич ВлКатегории средневековой культурыВ»

  

Вместе с этим смотрят:

Леонардо да Винчи
Леонардо, Рафаэль, Микеланджело
Лоренцо Гиберти
Людвиг Ван Бетховен