Маскарад

План

Введение.        2

Истоки маскарада.        4

Маскарадные празднества в России.        6

М А С К Е Р А Д Ъ        9

Маскарадная традиция        9

Наиболее известные маскарады.        11

тАЬТоржествующая МинерватАЭ        15

Маскарад в эпоху Екатерины.        20

XIX век        21

Маскарадные одежды        28

Заключение.        30

Приложение.        32

ВлДело в шляпеВ» Сценарий карнавала дружбы для молодежи. (карнавал шляп).        33

Введение.

В настоящее  время в структуре современной культуре все большее место занимают развесилительные программы, различные шоу, которым отводится значительнаяроль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Актуальность темы моей курсовой работы ВлМаскарады в России 18 векаВ» я вижу в возможности возрождения этой формы досуга так как маскарад несет  в себе и зрелищность (т.е.наличие зрителей), и непосредственное участие в действе каждого зрителя. Кроме того, эта форма досуга интересна и увлекательна, он дает возможность раскрыть человеку свои творческие способности через конструирование игровой деятельности, через костюм и роль. Так же маскарад насыщен разнообразными художественными элментами и творческими решениями.

Целью своей работы я вижу  рассмотрение и изучение этапов становления и развития маскарадов в России.

При рассмотрении данной темы я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. загялнуть в историю зарождения маскарадов в древние времена;
  2. рассмотреть предпосылки появления маскарадов в России и их возникновение при Петре Великом;
  3. рассмотреть дальнейшее развитие маскарадов в Росси как формы досуга;
  4. рассмотреть маскарадный костюм и роль маски в действе;
  5. рассмотреть причины исчезновения и возможность возрождения маскарадов.

Театральная энциклопедия определяет маскарад следующим образом (от фр. Mascarade, ит. Masherata) тАУ это празднество, бал, вид массового народного  гуляния с уличными шствиями, теарализованными играми, участники которого надевают маски и особые костюмы. Маскарады, главным образом, проходят под открытым небом.

Изучением маскарадов как культурного явлениязанимались следующие ученые: О.Немиро рассматривалд маскарад в рамках изучения праздничного города и искусства декорирования, С.Шубинский  занимался изучением воспоминаний очевидцев маскарадов 18 века, и в своих работах описывал эти действа. Так же изучением карнавалов занимались и такие исследователи как М.Пыляев, С. Тенив, Д.Струков. Они интересовались стилистикой костюмов, обнаружение регламентирующие предприятия, образные аллегории и символы. Но к, сожалению, труды этих ученых сейчас мало доступны. В рамках рассмотрения культуры 17-18 веков многие исследователи тем или иным образом касаются маскарадов и карнавалов, например, Ю.Рябцев, А.Некраснова, А.Забылин,  Костомаров и др. Но, к сожалению, данная проблема, остается неизученной и материалов для работы над ней очень мало.

Истоки маскарада.

Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса тАУ дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями (комос) с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными, установками. Впереди их  находился главный потешный ВлкорабльВ» праздничного шествия, который древнеримские авторы называют Влcarrus navalisВ» т.е. Влморская колесницаВ». На нем, как правило, располагалась костюмированная группа.

В архаических культурах на покойников одевали маски, чтобы когда он встретиться во время пути в загробный мир с духами они не смогли бы причинить ему вреда. Этот ритуал культивировался и в более поздний период.

В средневековой Европе карнавал как театрализованное шествие с играми, инсценировками, забавами и фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную культуру романских народов и наиболее точно и наиболее точно проявил свою сущность во время проводов зимы тАУ весеннего народного праздника.

Особое внимание уделялось искусству декоративного костюмирования. В целом маскирование в определенных границах затушевывало составные различия. Маскирование участников шествия, бутафорские элементы убранства, декоративные установки -  все вместе в карнавально-зрелищной театрализации помогало ВлпереворачиватьВ» жизнь.

Поведение человека в этом случае было крайне противоречиво. С одной стороны, человек, прикрываясь маской прятался, защищаясь от нечистой силы, с другой же, он входил с ней в диалог и даже в определенные игровые отношения, т.к. зачастую его маска имела образ самой нечистой силы и человек как бы пародировал эту нечистую силу.

Это же относится и к одежде. Переодеваясь в чужой костюм, в одежду странную, нарушающую норму, человек нарушал определенную табуированную норму и выходил за границу обыденного, бытового мира в сферу нарушения запретов, пародии а то и вовсе вступал во взаимоотношения с потусторонними силами.

Маскарадные празднества в России.

Карнавальные празднества в России тАУ явление дуалистического (двойственного) порядка: с одной стороны, они оказались заимствованными из опыта европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью, с другой тАУ имели свои крепкие национальные корни в народной праздничной культуре, хранящей опыт организации и декорирования театрально-зрелищных языческих и религиозных (христианских) праздничных шествий, непременными атрибутами которых являлись маски, переодевания, преображения их участников.

Карнавальные маска и костюм тАУ не просто сокрытие лица личиной, ВлхарейВ», ВлрожейВ». Их цель заключалась не столько в том, чтобы обмануть зрителя, сделать исполнителя неузнаваемым, а в том, чтобы нести определенную информацию, порой через миф, легенду и утопию прошлого иносказательно раскрывать смысл бытия, жизни и смерти, свободы и бессмертия духа. Короче: за карнавальным смехом стоит утверждение силы человека, его уверенность в возможности свободы, за фантасмагорией маски и одежды тАУ миф и символ, через подсознательное мышление и настроение тАУ выражение идеалов, устремлений, представлений и добре и зле, о свете и тьме, о любви и ненависти, о радости, а может быть, и безотчетном страхе.

Как и любой праздник, карнавал прежде всего проблема человека, человеческого бытия, поведения, общения. Но не только живое общение тАУ признак карнавала: он одновременно игра, действо, зрелище, представление, демонстрация.

В процессе общения осуществляется своеобразный синтез жизни и искусства. Карнавальный костюм и маска помогали приобрести свободу действия, стать непосредственным и неузнаваемым, являться инкогнито в межличностном и где-то и безличностном общении. В маске можно было вести себя  вольно и даже вызывающе, забыв светские условности. Маска характеризовала святейшее право участника маскарада быть неузнаваемым. Некоторые пользовались этим и на маскарадах сводили счеты со своими недругами.

Подтверждение этому можно найти в поэме М.Ю.Лермонтова ВлМаскарадВ»:

ВлПод маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет,- есть тело.

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело.В»

Карнавально-маскарадные зрелища в России XVIII века имели ощутимую связь с европейским карнавалом. Однако русский карнавал, оплодотворенный западноевропейскими новациями, вызревал на благодатной почве, питаемой вековыми  традициями языческой культуры, фольклора, народного искусства, самобытного скоморошества.

В XVII в. с ростом городов, с постепенным приходом в город на житье и заработки крестьянской народной массы в городскую среду мощно вливалось деревенское народное творчество. Вхождению фольклорных мотивов, форм, приемов, элементов в живую ткань городского карнавала, в его драматургию и преображенную художественную среду праздника способствовало то, что между сельским и городским фольклором на первых порах не существовало резких границ, ибо в деревне и в городском  посаде бытовали традиции общей народной культуры.

Скоморошество одно из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры с ее  богатыми традициями, историческим опытом использования в сельских местностях и в городах в дни празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний, майского праздника весны, праздника Ярилы на Троицу, июньского тАУ Ивана Купалы. Все эти праздники с песенно-плясовыми и игровыми шествиями усвоили от скоморошьих забав слово и звук, танец и краску, диковинный костюм и маску-ряжение, элементы бутафории и реквизита, двор из свежерубленных деревьев и ветвей, цветочных гирлянд, цветного тряпья и рогожи, смешных и ВлстрашныхВ» чучел, кукол, фигур.

К концу XVII столетия скоморошество как мощное явление народно-праздничной и фольклорной культуры исчерпало себя.

Однако, проникновение в городскую среду европейского карнавала позволило в значительной мере возродить и отдельные формы языческой культуры.

Маскарад для простых людей был приобщением к искусству и литературе. До Петра Великого в высшем слое русского общества не существовало почти никаких веселий. Это общество воспитывалось под неусыпным влиянием византийского аскетизма, запрещавшего все лучшие стороны человеческого развития. Аскетизм объявлял свободную науку тАУ ересью, творчество тАУ соблазном, музыку, пение, пляску и т.д. тАУ Влхульной потехойВ» и Влбогомерзким деломВ».

М А С К Е Р А Д Ъ Маскарадная традиция

В России маскарадная традиция получила культурный импульс с реформами Императора Петра 1.

До него переодевание в основном было прерогативой святочных и масленичных обрядов и культивировались в народной среде на уровне массовой культуры. В светской же культуре допетровской эпохи ни о каком переодевании в чужой костюм не могло быть и речи,

Реформы Петра 1 затронули не только государственную, социальную и политическую структуру, но коренным образом изменили и сферу быта. Одевшись в голландское платье юный Царь Петр Алексеевич открыл занавес первого и наверно самого радикального маскарада, когда бы то ни было происходившего а Руси.

Реформы Петра для массового русского человека явились в образе страшного маскарада. Петр 1 не просто ввел в России европейский костюм, а одел ее в "чужой" костюм, посягнув при этом не только на одежду, но и на само лицо своих подданных, заставив их обрить бороды.

Не случайно русские философы-славянофилы обвиняли Петра 1 в том, что он разделил народ, одев дворянство в европейскую одежду.   Дворянство тем самым не  просто отделилось от крестьянства но и стало восприниматься своим же народом, как "иностранцы", одетые в чужое "немецкое" платье.

Осознавая глубину воздействия на массовое сознание театральных представлений Петр 1 начал использовать элементы переодевания в своей борьбе за реформы. Так возникла и начала развиваться в России традиция аллегорических маскарадов в которых на первый план выступали аллегорические сюжеты чаще всего с дидактическим подтекстом, выраженные набором сцен и жестов. Такие маскарады были тщательно продуманы отрежиссированы и ставились как серьезные театральные представления. Рисовались и строились декорации, шились специальные костюмы, актеры разучивали роли, а зрители смотрели на этот спектакль из окон с балконов и крыш домов.

Главной их формой, сохранившейся кстати на протяжении почти полувека, были маскарадные процессии. число участников которых нередко доходило до тысячи человек. Участники процессий распределялись по группам в каждой из которых была своя центральная фигура - Бахус, Нептун, Сатир или другие римские боги.

Для Петра важно было вырвать у Церкви ее авторитет и понимая пародийную и комическую сущность маски включал в эти процессии и аллегорические фигуры, одетые в маски, высмеивающие церковных иерархов,

Так в 1715 году был устроен грандиозный пародийный свадебный маскарад на котором венчали князя-папу. Все комические фигуры этого шествия были снабжены музыкальными инструментами, гудками, барабанами и трещотками. Пародийные "молодые только по роли, а не по возрасту" обвенчанные 90-летним священником отправились с шутовской музыкой под колокольный звон через всю Москву. Молодым было устроено брачное ложе в большой бутафорской деревянной пирамиде, внутри освещенной свечами. Ложе было убрано хмелем, а по сторонам его стояли бочки с вином, пивом и водкой. После этого, почти целый месяц устраивались церемониальные прогулки, пиршества, угощения для народа.

Пародийный образ князя-папы нужен был Петру для борьбы с церковной оппозицией в лице Патриарха Никона, который выступал против нововведений. Петр 1 придумав этот образ не раз лично принимал участие в написании сценария к очередному маскарадному шествию.

Наиболее известные маскарады.

ВаВ 28-31 января 1722 года в Москве, по случаю Ништадского мира Петр I устроил еще более внушительное карнавальное шествие. По улицам от подмосковного села Всехсвятское до Тверских ворот проехал поезд, состоящий из шестидесяти саней и конных повозок, декорированных под парусники, галеры, турецкие фелюги. На них в разнообразных маскарадных костюмах находились приближенные царя тАУ сенаторы и придворные, офицеры и иностранные гости. Шествие объехало город, дважды тАУ Кремль и Красную площадь, превращая улицы и площади в веселое и шумное зрелище, дозволенное лицезрению простого люда, который мог активно выражать свое отношение к происходящему. Карнавал славил морские победы России, смеялся над врагом.

Декоративный наряд праздника был причудлив и разнообразен. Прежде всего в него органично вписалось убранство Влвеселого поездаВ». Тут находились и веселый Бахус на бочке, и ВлНептун-морскойВ», восседающий в санях,  декорированных под гигантскую раковину и украшенных морскими конями, и трубачи с литаврами и барабанами. Все смешалось в  радостном действе. Веселыми шутками друг с другом и с толпами зрителей перебрасывались победоносная Фортуна, испанки в гондолах, боярышни в расписных санях, голландские матросы и купцы, маски-домино и Влстрашные турки-янычарыВ», обитатели ВлБеспокойного монастыряВ».

Эти первые в Петербурге и в Москве карнавалы для простонародья еще были безусловно диковинной неожиданностью, хотя и  восторженно принимаемой.

Однако, Петровские праздничные нововведения не содержали подлинной демократии, Петр I никогда не выдавал себя за Влнародного царяВ» и не забывал подчеркнуть различие между ВлблагороднымВ» и ВлподлымВ» сословиями. Но карнавальный смех сближал всех, иллюзорно уравнивал, на период празднества сглаживал конфликты и противоречия и гласно, громко утверждал успехи политико-экономических и культурных преобразований, демонстрировал торжество правящего класса, поднимающихся буржуазии и купечества, прославлял абсолютинскую власть.

Эти же цели преследовал и карнавал в Петербурге 30 августа 1723 г. в честь победы России над Швецией.

Костюмы. Регламентированные и утвержденные самим императором. Именно по его указанию ундер-маршал ВлмашкерадаВ» был наряжен кавалером ордена святого Георгия, за которым шествовали тридцать певчих в однорядках и Влхалдейских одеянияхВ» за ним выступал маршал маскарада, облаченный в рясу аббата и руководивший следующей группой  - заморских купцов и бургомистров, ВлшвейцарцевВ», рудокопов, барабанщиков.

Право участвовать непосредственно в само действе имели только избранные: Влважные и приближенные персоныВ», горожане же были зрителями. Известно, что в зрелище, длившемся восемь дней, сам Петр не только участвовал, но и активно включился в работу по составлению церемониала и сценария карнавала.

Как правило, заранее составлялись списки приглашенных на дворцовые и загородные балы-маскарады, утвержденные департаментом Церемониальных дел Министерства императорского двора. Обычно камер-фурьерская служба извещала: ВлОт Двора его императорского величества через сие объявляется госпожам: статс-дамам, камер-фрейлинам, господам придворным кавалерам и всем тем, кто ко Двору приезд имееттАж съезжаться всем знатным обоего пола Особам, а также Гвардии и Армии штаб- и обер-офицерамтАж и быть дамам в русском платье, а кавалерам в парадных мундирахВ».

Если назначалось более веселое празднество чисто карнавального типа, допускались значительные послабления в костюме: указывалось надевать Влплатье со шлейфомВ» или Влили машкерадный костюмВ», быть Влв высоком платье и шляпеВ» или в Влрусском сарафанеВ», а Влтанцевальным кавалерамВ» - военным тАУ в Влобыкновенной формеВ», статским тАУ в Влмаленьких мундирах и лентахВ».

Елизавета Петровна, как известно, безумно любила придворные развлечения, маскарады и карнавалы с представлениями, шествиями и сюрпризами.

Раз в неделю на маскарады собирались члены двора и представители знати, приглашенные императрицей. Обычно тАУ человек 150-200. В другой день устраивали маскарады для всех сановных лиц в звании не ниже полковника. Таковых в столице набиралось до 800. Иногда во дворец допускалось даже именитое купечество.

В 1742 г. специальный указ установил правила посещения придворных маскарадов: их участники должны были являться только в дорогих платьях и непременно в сопровождении многочисленной прислуги.  Представителям первых двух классов полагалось иметь при себе от 8 до 12 лакеев,  2-4 скороходов, одного пажа и 2 егерей.

Молодой, стройной императрице очень шли мужские наряды, поэтому она изобрела особый вид маскарада тАУ под названием ВлметаморфозаВ». Мужчины являлись во дворец  в широченных платьях с фижмами, а дамы тАУ мужских костюмах. Масок не надевали. Большинство участников таких маскарадов выглядели уродливо в своих нарядах. Одна лишь императрица, статная и грациозная, одинаково хорошо смотрелась в любом костюме.

Прошли годы и уже в правление Императрицы Анны Иоановны вновь была сыграна шутовская маскарадная свадьба.

Решив поженить своих шутов-карликов- Анна Иоановна приказала в Петербурге на льду Невы построить дворец из льда в котором и была сыграна свадьба.

С одной стороны это была реальная свадьба, с другой же стороны это был маскарад. Гостьи были одеты в разные костюмы, а жених и невеста приехали в санках запряженные свинками,( кстати этот сюжет взят из масленичных гуляний). После венчания процессия в маскарадных костюмах прошла через весь город в ледяной дворец на льду Невы, где и состоялся грандиозный бал, являвшийся своеобразным спектаклем. Весь город являлся большим партером, смотрящим на сцену или выполнявшим функцию работников сцены.

Со временем аллегорический маскарад становился все более изысканным зрелищем, если и пародирующим или высмеивающим что то, то уже скорее с просветительских позиций, чем с уничтожающих, Это особенно ярко проявилось к середине 18 века в царствование Императрицы Екатерины 11

тАЬТоржествующая МинерватАЭ

Одним ярким образцом таких просветительских маскарадов явилась процессия, шествовавшая в 1763 году по улицам Москвы в продолжении трех дней и олицетворявшая собой шествие торжествующей Минервы, римской богини, олицетворявшую государственную мудрость и покровительницу ремесел и искусства.

Одно из самых грандиозных зрелищ состоялось в Москве в 1763 году. О его приближении горожан извещала специальная афиша, в которой говорилось: ВлСего месяца 30-го и февраля 1-го и 2-го, по улицам: Большой Немецкой, по обеим Басманным, по Мясницкой и Покровке от 10 часов утра до поздни, будет ездить большой маскарад, названный ВлТоржествующая МинерваВ». Кто оное видеть желает, могут туда собираться и кататься с гор во всю неделю масленницы, с утра до ночи, в маске или без маски, кто как хочет, всякого званья людиВ».

К маскараду готовились все. Зрители думали о том, где занять место поудобнее, участники заучивали тексты ролей, портные шили костюмы, Влмашинистый мастерВ» изготавливал Влмаскарадые машиныВ».

Свои заботы были и у московской полицмейстерской канцелярии: нужно было расставить ВлпикетыВ» по улицам, где пойдет шествие Влдабы оному карнавалу не могли учинить остановки и препятствияВ», посыпать скользкие места, сравнять выбоены, поставить пикеты близ кабаков Влдабы не впускали в кабак находящихся в карнавале служителей, наряженных в маскарадных платьях.

К разработке сценария, эмблем и символов, текстов и надписей для карнавальных групп и декоративных картин привлекались лучшие литературные силы Петербурга и Москвы, художники и подмастерья живописных команд и артелей.

В шествии, включающем двести повозок, колесниц, саней, принимали участие четыре тысячи человек. В качестве исполнителей Ф.Волков привлек сотни актеров-профессионалов, студентов и школяров, солдат, работный люд, полковых музыкантов. Общее руководство над этим праздником осуществлял И.И.Бецкой (Бецкий).

Карнавал прерывался только на ночь, а с утра под несмолкаемый шум и грохот, звуки дудок, флейт и барабанный бой снова начинались объезды по заранее составленному маршруту. В специальной программе-брошюре, отпечатанной накануне праздника в количестве трех тысяч экземпляров, подробно излагался сценарный план шествия, обозначались маски, костюмы и установки.

Согласно сценарию тАУ изъявлению Влгнусности пороковВ» и Влславы добродетелиВ» -  маскарад разделялся на две части. Первая олицетворяла сатирическую, собственно смеховую сторону карнавала, вторая тАУ прославляла и пропагандировала политику самодержавия. Открывала движение  процессия, высмеивающая общественные пороки. Перед каждой театрализованной группой и установками находился шест с эмблемой того или иного порока. Назовем только некоторые из них. Группа Момуса (завистника, пересмешника) с куклами, увитого  пестрыми лентами, бубунцами, снабженная девизом ВлУпражнение полоумныхВ», включала храброго забияку Пустохвалова, Педанта и его слуг, свиту безумного Враля, несущую Влзавиральные книгиВ». Следующая группа тАУ Бахуса с козлиной головой в виноградных гроздьях и текстовым обозначением ВлСмех и бесстыдствоВ» - объединяла хор пьяниц, сатиров, восседающих на ослах, козлах и свиньях, целовальника и откупщика на бочке.

Затем шествовали группы, символизирующие Влзлые силыВ» (ястреб, терзающий голубя), ВлобманВ» и ВлневежествоВ». В окружении соответствующей свиты провозились установки: паук и муха в паутине, кошачья морда с мышью в зубах, лисица, держащая петуха. За ним шагал оркестр ВлживотныхВ». За Обманом (знаковое обозначение тАУ маска лицемерия и змея в розах) с девизом ВлПагубная страстьВ» следовали поющие и танцующие цыгане, гадалки-ворожеи, черти и дьяволы, проектеры, Кривосуд, Обдираловка, Хромая Правда на костылях, разного рода аферисты. В свите Невежества (эмблема тАУ черные сети, нетопырь и ослиная голова, девиз тАУ ВлСамолюбие без достоинстваВ») с пояснительной надписью ВлВред и непотребствоВ» присутствовали хор слепых,  Праздность и злословие, ленивцы на ослах с павлиньими хвостами и ВлнарцизамиВ». В качестве декора были представлены зеркало с отраженной в нем ВлСамовлюбленной ХарейВ», Мотовство и Скупость, картежники с картами, Венера в окружении купидонов, Невежество сопровождали Влнепросвещенные разумыВ» - летящее зверье с обращенными к земле человеческими лицами.

В процессии присутствовал и чисто карнавальный принцип ВлнаоборотВ»: всадники, едущие задом наперед; лошадь, восседающая в карете; вертопрахи, везущие карету с обезьяной; ребенок, кормящей из соски старика в люльке; старуха, играющая в куклы; свинья, увитая гирляндами цветов; карлица с великаном; поющий осел и козел со скрипкой. Затем выступало Мздоимство (гарпии среди крапивы, крюков, сломанных весов и денежных мешков) с надписью ВлВсеобщая пагубаВ», которую зрелищно иллюстрировали ябедники, подхалимы, крючкотворцы с лозунгом ВлЗавтраВ», взяточники и сутяги всех мастей, сочинители пасквилей и доносов.

Вслед за этой аллегорико-сатирической и гротескно-метафорической частью карнавала начиналось шествие, славящее монархию и верховную власть. Оно открывалось декорированной колесницей, управляемой Юпитером, повозками ВлЗолотого векаВ» с пастухами и пастушками с зелеными ветвями в руках и группой под названием ВлПарнасВ». В последней восседали Апполон, музы и поэты. Далее выступали участники театрализованного зрелища в костюмах земледельцев-пахарей со своими орудиями труда и ларами земли, героев истории и великих Законодателей на белых торжественно убранных конях. Эту часть карнавала заключал Мир, сжигающий атрибуты войны.

Для подобного масштабного зрелища приходилось дополнительно Влбрать напрокатВ» всевозможные антураж и бижутерию,  например, из Славяно-греко-латинской Академии тАУ парики,  бороды, платья. Десятки оформителей Влпо заданиямВ» сплетали сети, цепи, венки и гирлянды из искусственных цветов и ельника, кроили и шили белые епанчи, штаны и камзолы, шелковы платья и узорчатые платки. Закупались в лавках  и со складов белые лайковые перчатки, нитяные чулки, башмаки с пряжками и пр.

Не только памятен был литературный подтекст карнавала, запомнились и диковинные декоративные устройства, маски, карнавальные фигуры, исполненные вкуса, выдумки, таланта.

Основная идея, которую должен был выразить маскарад, балы хорошо знакомая, разделявшаяся в той или иной форме, всеми передовыми людьми XVIII в. тАУ идея о просвещенном монархе, под скипетром которой расцветут науки и искусство, восстановится закон и справедливость, будут попраны пороки.

В духе своего времени создатели карнавального представления верили в  воспитательную силу сатирического Влизъявления гнусности пороковВ».

Сатирические сценки исполнялись в форме близкой скоморошному уму, т.е. близкой и привычной простому народу.

Екатерина II, как и Елизавета, очень любила маскарады. Каждую пятницу во дворце собирались до 4 тысяч человек, и часто трудно было угадать, кто скрывается под маской. На маскараде интриговали, дразнили, подыгровали, не рискуя быть разоблаченными. Сама Екатерина любила ездить на чужие маскарады инкогнито и разыгрывать тех, кто не узнавал ее. Однажды, надев офицерский мундир и розовое домино (накидку с капюшоном), она долго преследовала ухаживаниями ничего не подозревающую княжну Долгорукую.

Екатерина сохранила и приумножила традиции придворных маскарадов. Известно, что на карнавал в ораниенбаумском парке она истратила до 15 тысяч рублей (при годовом ее доходе до коронации в тридцать тысяч). К празднеству на территории парка были сооружены временные декорации, передвижные и статичные установки. На самой большой колеснице, влекомой 20 мулами, находилось несколько десятков певцов и музыкантов. Сценическую площадку декорировал сверкающий и пышно иллюминированный занавес. В карнавальном шествии участвовали герольды-глашатаи, скоморохи-ряженые, танцоры и танцовщицы, шумовой оркестр с трубами, литаврами, барабанами.

Маскарад в эпоху Екатерины.

Надо отдать должное Екатерине II: при ней, как никогда ранее, происходили самые большие народные гуляния с карнавалами.

Спустя двенадцать лет после грандиозного карнавально-маскарадного шествия ВлТоржествующая МинерваВ» 21-23 июня 1775 г. Москва снова стала местом большого карнавального празднества в честь победы России над Турцией и присоединения Крыма к России. Это празднество состоялось в трех верстах от города, на обширном лугу возле речки Ходынки. История организации и проведения этого карнавального гуляния известна достаточно полно. По проекту архитекторов В.Баженова и М.Казакова огромный пустырь был превращен в игровое и декорированное пространство, расчерчен в виде гигантской Влморской картыВ». С помощью укатанного песка и гравия, системы канав и рвов, дорожек и переходов на ней обозначались условные места городов, островов, полуостровов, рек и т.д. Оформители ВлпостроилиВ» Азов и Керчь, Кривой Рог и турецкие крепости с башнями, бойницами, минаретами и мечетями. Возле них расставили, словно на рейде, парусники и яхты.  К этому декоративно преобразованному пространству со стороны города вели две дороги, превращенные в ВлДонВ» и ВлДнепрВ». А сами ВлгородаВ» и ВлкрепостиВ» функционировали как торгово-ярмарочные ряды, буфеты, развлекательные помещения для театрализованных представлений, танцевальные залы. Всюду размещались аттракционные забавы, качели, карусели.

Художественная среда гуляния носила карнавально-зрелищный характер.

XIX век

Столичному обществу маскарады начали нравиться и наряду с общественными стали появляться множество маскарадов, устраиваемых в частных домах. Со временем маскарады стали настолько популярными, что когда после Отечественной войны 1812 года возникла необходимость создания капитала (фонда) в пользу раненных и инвалидов, то правительство решило собрать  его с помощью средств от проведения именно публичных маскарадов. В 1816 году Императором Александром 1 был подписан и соответствующий Указ о том что "каждый театр в государстве обязан давать маскарады для увечных воинов однажды в год.."

В царствование Императора Николая 1 маскарады стали более регламентированным удовольствием и на их проведение надо было получать особую " привилегию", которую и получил в 1829 году отставной полковник Василий Васильевич Энгельгардт, построивший на Невском проспекте в Петербурге большой дом, который он начал сдавать под общественные и увеселительные мероприятия.

В. В. Энгельгардт (1785-1837) - внук одной из сестер любимца Императрицы Екатерины П князя А.Г.Потемкина-Таврического по словам князя П.А.Вяземского : " хорошо и всенародно был знаком Петербургу. Расточительный богач, не пренебрегавший увеселениями жизни, крупный игрок, впрочем кажется на своем веку более проигравший, нежели выигравший, построитель в Петербурге дома: сбивавшегося немножко на Пале-Рояль (Старинный дворец герцогов Орлеанских в Париже, часть которого в 18 веке сдавалось под магазины, кафе, игорные дома и т.д.) со своими публичными увеселениями, кофейнями, ресторанами. Построение этого дома было событием в общественной жизни столицы и в 30-е годы этот дом служил местом встреч всей петербургской светской молодежи.."

После открытия в доме у Энгельгардта маскарадов один из журналистов, хотя и в рекламных целях писал: " Вот храм вкуса, храм великолепия, открыт для публики! Все что выдумала роскошь, что приобрела утонченность общежития соединено здесь. Тысячи свеч горят в богатых бронзовых люстрах и отражаются в зеркалах, в мраморах и паркетах. Отличная музыка гремит в обширных залах.."

В маскарад у Энгельгардта мог прийти любой желающий, заплативший за билет. Поэтому на нем присутствовали как представители высшего света, так и достаточно широкой части городских слоев, что также вносило в стиль общения определенную долю вольности.

Современник так описывает одну из маскарадных сцен:

" Било одиннадцать. Первая комната Энгельгардтова дома пестрела разноцветными костюмами. Вдруг дверь в прихожую отворилась. Вошла дама в черной маске. Один из мужчин насмешливо спросил:

- Beau maskue, ты приехала одна?

- Как можно, отвечала маска, покачивая головой, и оглянулась: старик мой тащиться за мной. Вот он.

В эту минуту, ничего не подозревая вошел в прихожую какой-то почтенный генерал. Бывшие там мужчины встретили его громким смехом, окружили и рассказали причину своей веселости. Генерал просил показать затейницу: ее уж и след простыл.

Между тем в зале уже начиналось движенье; настал законный час непринужденной веселости. Маскарад одушевился; все старались любезничать; все шутили и позволяли шутить с собой.."

Долли Фикельмон, жена австрийского посланника под именем мадемуазель Тимашевой и переодетая, сопровождала однажды на маскарад также переодетую Императрицу Александру Федоровну - жену Николая 1. В своем дневнике она так описывает это посещение: " Царица смеялась, как ребенок, а мне было страшно, я боялась всяких и н ц и н д е н т о в. Когда мы очутились в этой толпе, стало еще хуже - ее толкали локтями и давили не с большим уважением, чем всякую другую маску.."

Психологической основой любого публичного маскарада, особенно в котором присутствовали люди разных социальных слоев была невозможность понять, как вести себя с переодетым собеседником, потому что всякое общение чревато непредсказуемостью и сюрпризами и в отличии от аллегорического маскарада, где сюрпризы входили в "сценарий" здесь они были не обязательно приятными. Хотя светское общество, приезжавшее в маскарад было не столь многочисленно и в большинстве своем хорошо знало друг друга неизвестность и таинственность масок от этого не уменьшалась.

Ощущение тревоги, неуверенности возникало главным образом потому что Маскарад создавал для всех его участников ситуацию противоположную бытовой обстановке светского этикета. в котором все роли расписаны и предсказуемы и к тому же строго означены костюмом.

В иерархической социальной структуре костюм означает определенное положение, следовательно смена костюма предполагает и изменение социальной роли. В маскараде же люди носят "чужие" одежды, причем с одной стороны, эти костюмы и маски своеобразно уравнивали присутствующих: "Здесь все братья, Для того и маска, чтобы уравнять сословия.." с другой же стороны, Маскарад все менял местами, можно сказать переворачивал с ног на голову:

"Маскарад, как известно свет наизнанку. Мужчины скромничают и порой даже краснеют. Женщины бегают за мужчинами, шепчут любовные признания, назначают свидания, упрекают в ветрености" писал современник.

Если в обыденной жизни одевание чужого костюма не соответствующего социальному статусу выглядел почти что оскорбительно. то для Маскарада это переодевание законно, дававшее возможность побыв в одежде другого человека, забыть о собственной социальной роли.

Участники маскарада имели негласную свободу вести себя экстравагантно и совершать поступки никак не соответствующие светскому кодексу поведения. Здесь можно было интриговать и дразнить. завлекать и шутить не рискуя ни своим именем, ни своей репутацией, потому что время Маскарада ограниченно вечером, а пространство границами дома.

Несмотря на то, что в залах маскарада звучит музыка, это скорее фон, чем танцевальные мелодии.

В маскараде танцевали немного. главным же занятием участников было общение и интрига:

- Твое имя! Прошу тебя, скажи, кто ты !

Обращается один из присутствующих к интригующей его даме.

-Угадай!

- Не смею. Но ты так мила, так снисходительна, что верю не откажешь мне в счастии увидеть тебя без маски.

- Изволь.

- Место!

- Михайловский театр.

- День ?

- Будущая среда.

-Знак?

- Во время антракта я уроню в партер афишку.

- А я могу ли тебе ее вручить ?

-Если ты меня узнаешь, почему же нет!..

- Постараюсь! Куда же ты? Поговори еще со мною.. я еще не успел ничего сказать.

- Поздно.."

- Позволь мне проводить тебя до кареты.

- О, нет! Это противно законам маскарада.."

Если в маскараде и существовали какие то ограничения то единственно лишь в целях защиты вольностей маскарада. Например, если участник маскарада желает проводить интриговавшую его даму до кареты то в слышит в ответ: " О нет ! Это противно законам маскарада.." т.к. по карете можно определить кто эта незнакомка интриговавшая его весь вечер.

У Маскарада свои законы, свои вольности, свои комедии и свои трагедии и он мало чем напоминал традиционные балы с их этикетом и строгим распорядком. Один из литераторов того времени так попытался изобразить взгляд иностранца на публичный маскарад в России:

"Кроме плясок и сидячих собраний, есть у них один род ходячего собрания, называемого редут или маскарад. Мужчины и женщины, налепив себе на лицо странные рожи, нечто в роде носов из теста, употребляемых нашими паяцами, и закутавшись в покрывала из черного и красного левантина, сперва посидят немного, а потом вдруг все встают и начинают в страшном беспорядке кружить по зале. Тогда каждый, по росту и телодвижениям, старается узнать ту барыню, к которой клонится его сердце. Так как бедствие ревности неизвестно мужьям тех стран и при том дело происходит как будто за занавесом, то, отыскав друг друга, они схватываются подруки и преспокойно уходят туда, где их душам угодно..

А вот разговор услышанный тут же на маскараде:

" Вы будете опять скрываться, как на первом маскераде?

- Я никогда не скрывалась от тех кто хочет меня узнать..

- Но вы переменяете голос?

- Непременно! Иначе не стоило бы надевать маски.."

Дамы одетые в маски интриговали мужчин, чаще всего бывших без масок, делали многозначительные намеки и было непонятно знает ли она о тебе все или только играет словами. "Одна маска, подцепив грозного воина, которого никогда не встречали в дамском обществе, таскала его из одной комнаты в другую, кружила по зале, и до того расшевелила его воображение, что грозный воин посматривал на нее с любопытством и даже улыбнулся прежде, чем передал ее другому кавалеру.

Другая морочила философа. И философ пустился догонять рассказчицу, которая открывала ему самые тайные его помышления и вовсе не философические замыслы.

Некто известный своим равнодушием к женскому полу, стоял одинок и смотрел насмешливо на эти женские сатурнали.. Некоторые из самых сонливых, сдвинутые с своих подножий веселым разгулом маскарада, теряясь в этой путанице чинов и умов, пожимали плечами, уверяя, что маскарад в Петербурге - анахронизм.

Прочие, посметливее, вникая в дух времени, пользовались случаем, схватывали на лету сердца, блуждавшие без цели и были довольны собой.."

Конец рассматриваемого столетия уже не знал былого размаха карнавальных праздников: они масштабно мельчали, жили спорадической жизнью, заменялись театрализованными представлениями мини-шествиями. Подобная скудость зрелищ общегородского типа была не случайной: власти уже не стремились задействовать в праздники весь город, не желали исторических аналогий и сопоставлений, а главное обязательных для карнавала  сатирических высмеиваний негативных явлений общественной жизни.

Известный советский исследователь праздничной культура А.И.Мазаев полагает, что попытки Петра I и Екатерины II  внедрить в России карнавал как социально-художественное явление жизни не могли иметь успеха по двум причинам: во-первых, они навязывались сверху; во-вторых, они искусственно Влнасаждали чуждый элемент в среду исконных отечественных ВлаграрныхВ»  празднеств, функционирующих под воздействием православия. Нам с этим трудно согласиться. Да, конечно, волевое начало в задействовании карнавала на русской почве, безусловно, имело место. Сконструированная теоретиками идеальная модель средневекового карнавала, смеховой культуры никогда не практиковалась ни в Европе, ни в России.

Маскарадные одежды

Цветовая палитра карнавального оформления являлась важнейшим стимулятором эмоционально-психологического состояния участников зрелищ. Она создавала атмосферу празднества, содержала сложную закодированную информацию программу общечеловеческого, национально-конкретного, языческо-фольклорного и народного, мифологизированного порядка.

Здесь сталкивались цветовые предпочтения исторического опыта и государственная цветовая разрядка, стилистика времени и наимоднейшие увлечения. Но чаще всего побеждало многоцветье народной колористики тАУ дикое, звонкое, эмоционально-напряженное,  природно-языческое.

Постоянно ощущалось, однако, и цветовое ВлчутьеВ» конкретного исторического времени. Например  начиная с петровской эпохи и на протяжении всего изучаемого столетия, излюбленными цветами оставались ВлпесошныйВ», оттенки красного (алый, бордо, малиновый, ВлгвоздишныйВ», ВлбруснишныйВ», ВлвишневыйВ»), использовались к тому же самые невероятные сочетания на грани вседозволенности: сталкивались цвета испанские (ВлшпанскиеВ»), французские, ВлновоманерныеВ» - ВлшвецкиеВ» и берлинские. Асе это привнесло на многие десятилетия в красочный калейдоскоп карнавализации удивительно яркие и звонкие пунцовые, васильковые, зеленые, черные, желтые тона. Так на практике происходило взаимодействие отечественной народной и европейской колористики.

Однако свобода свободой, но часто действовали и обязательные к исполнению неукоснительные предписания. Так, к шутовской  карнавальной свадьбе князя-папы Никиты Зотова, состоявшейся в январе 1715 г., Петр I не только разработал сценарий праздника, но и составил Влреестр, кому быть в каком платье и с какими играмиВ»: участники должны были явиться с детьми в ВлвенецкомВ», ВлкитайскомВ», ВлкалмыцкомВ», ВллифляндсокмВ», ВлстарорыцарскомВ», ВлматросскомВ» и ВлрудокопномВ» костюмах. При Екатерине II строгости ослабели, допускались в карнавальном маскировании элементы всех стилей и модных веяний. Вместо дорогих тканей и костюма широко использовались разных цветов ВлкрашенинаВ», золотая и цветная бумага, для отделки шляп тАУ Влплатки набойчатыеВ», Влбумага картузнаяВ». И пр.

Исключения составляли требования к цвету одеяний Времени (только черное), Тщеславия (обязательно зеленое). Черным обозначались также Грех, Зависть, Несправедливость. Ангелы должны были быть одетыми в белое, Ирод тАУ в пурпур, Иуду сопровождало зеленое знамя тАУ символ неверности и предательства.

В этом плане, вероятно, можно говорить о цветовой зрелищности костюмов греко-римских празднеств тАУ сочетаниях белых, желтых, синих, светло-зеленых и красно-пурпурных тонов, о контрастных (синих, зеленых, черных, темно-серых, коричневых) цветах европейской средневековой одежды, называемой, кстати, в истории костюма карнавалом мод. Отечественный карнавальный костюм очень много воспринял от опыта народной праздничной одежды с ее разнообразием оттенков красного, светло-голубого, зеленого, пестрого, белого, взрываемых вставками народного многоцветья.

Заключение.

В результате рассмотрения темы ВлМаскарады в России XVIII векаВ» я хотела бы сделать следующие выводы.

Истоки маскарадов лежат в глубокой древности, начиная с архаических времен и древней Греции. Что же  касается России, то протатипами маскарадов были святочно-масленичные гуляния, скоморошество, т.е. истоки находятс в русском фольклоре.

Со времени маскарады видоизменялись, приобретали различные формы. Так, появившись при Петре I, маскарады имели своей целью политическую ситуацию реформ, проводимых императором, а так же  важное значение в борьбе с церковной оппозицией, выступавшей против нововведений. Маскарады проходили в форме уличных шествий. В этот период времени сословные различия, хотя и имели место были не очень ярко выражены. При Екатерине II все еще существовала такая форма маскарадов, как уличное шествие, однако, маскарады постепенно стали терять всенародность, подвергались ВлбытовизацииВ» и стали превращаться в обозреваемое зрелище с преобладаниями зрителей над исполнителями тАУ участниками. Тем самым  подчеркивались сословные различия общества.

Если рассматривать маскарады дальше, то в XIX веке общественные маскарады практически сошли на нет, появилась такая форма, как балы-маскарады, которые проводились в частных домах дворян.

Существенным отличием от предыдущих форм является то, что теперь в маскараде отсутствовал какой бы то ни было  сюжет, и каждая маска вела себя не зависимо от других. Хотя у маскарадов существовали свои законы, свои вольности и запреты и все же они значительно отличались от традиционных балов с их этикетом и строгим распорядком.

Что же касается исчезновения маскарада, то называют несколько причин:

  1. Они навязывались сверху.
  2. Это был чужеродный элемент для большей массы населения.

А если рассматривать историко тАУ политическое положение, то у общества появились другие проблемы, а следовательно и другие интересы.

Однако маскарадно-карнавальные традиции все же сохранились в нашей жизни, хотя они и изменили свою форму почти до неузнаваемости. Маскарады проявляются в форме костюмированных вечеров и карнавальных шествий.

Литература.
  1. М.М.Бахтин. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и эпохи Возрождения. М. 1990 г. ВлХуд.литература.В»
  2. Ю.А.Дмитриев ВлИстория  русского драматического театраВ» т.1. Искусство. М. 1977 г.
  3. Зезина. История русской культуры. М. Высшая школаВ» 1990.
  4. Е.В.Киреева. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. М.Просвещение. 1976.
  5. Б.И.Краснобаев. Очерки истории русской культуры 18 в. М.Просвещение. 1987.
  6. П.Н.Мимоков. Очерки по истории рус.культуры. В 3 т. М.Прогресс. Культура 1994.
  7. Немирович-Данченко В.И. МаскерадЪ. Изд. Московского университета. 1961.
  8. О.Немиро. Праздничный город. Лен. ВлХудожник РiСРВ» 1987.
  9. О.Немиро. Декоративное искусство и праздничный город // Искусство. Лен. №8
  10. А.Ф.Некрылова Русские народные городские праздники и зрелища. Ис-во. 1988 г. Лен.
  11. Новые черты в русской литературе и искусстве 17 и 18 вв. М. Наука. 1976.
  12. Ю.С.Рябцев. История русской культуры 18-19 вв. М. Владос. 1997
  13. Л.Н.Семенова. Очерки истории быта и культурной жизнь первой половины 18 в. Лен. Наука. 1982.
  14. А. Силин. На главной плащади с оркестром. М.1997.
  15. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Традиционные формы досуга: история и современность. М. 1993.
  16. С.Н. Шубинский. Исторические очерки и рассказы. М. Московск. Рабочий. 1995.
Приложение. ВлДело в шляпеВ» Сценарий карнавала дружбы для молодежи. (карнавал шляп).

1-й ведущий. (в огромном цилиндре и мантии)

- Дорогие друзья! Сегодня мы рассматриваем дело, которое находится у меня в шляпе. Человек всегда одинаков: он любит жизнь, детей. Музыку. Все дело лишь в том, где и как он живет, на каком языке говорит, наследником какой культуры он являетсятАж Но ХХХХна веселом карнавале шляпы, мы представим себе, что сегодня мы с вами: японцы и китайцы, англичане, австралийцы и немцы, французы и итальянцы и т.д. Итак (ведущий снимает цилиндр и достает оттуда свиток), в моей  шляпе находится дело №1 или  материалы по проведению веселого карнавалатАж

(Появляется второй ведущий без шляпы).

2-й ведущий:

- А исключение из правил? Вот у меня: ни шляпы, никаких дел, и, вообще, ч не собираюсь носить головной убор в помещении, меня не зря учили хорошим манерам!

1-й ведущий:

- Мой друг, если вас учили хорошим манерам, нужно, во-первых, поздороваться!

2-й ведущий:

-Привет!

1-й ведущий:

- Ну что же, ВлприветВ», вполне уместное слово на карнавале! А кто из участников карнавала может поздороваться на нескольких языках? Итак, началитАж (ВлбонжурВ» - по французский, Влгутен тахВ» - по немецки, Влни-хаоВ» - по китайский и т.д.).

2-й ведущий:

- Позвольте мне вручить приз и самому еще раз вместе с участниками карнавала дружбы произнести и запомнить эти слова (все вместе говорят слова).

1-й ведущий:

- Замечательно у вас получается: фонетика прекрасная. Но есть еще один язык, который понятен всем и не требует перевода тАУ это язык музыки. На веселом карнавале мы отдаем предпочтение веселой музыке и начинаем на вечер русскими плясовыми мелодиями.

(1-й танцевальный блок).

1-й ведущий:

- Ну что же, плясовая закончилась, пора и дух перевести. Обратимся к делам, а точнее к Влделу в шляпеВ».

Первая страница дела тАУ первый параграф:

ξ1. Доказано, что Змей Горыныч, которым пугают во всех русских народных сказках детей,  веселый и мудрый персонаж китайских сказаний. Предлагаю закрепить эти знания китайской игрой ВлВеселый змейВ» или голова ловит хвост, а хвост голову! Выстраиваемся змейкой, как только музыка останавливается, меняем ВлголовуВ» и ВлхвостВ» местами т.е. меняем направление.

(Игра в Влвеселого змеяВ»).

2-й ведущий.

- Что-то после этой веселой игры мне   захотелось водрузить на голову что-нибудь китайское.

1-й ведущий:

- Водрузите вот этот головной убор тАУ копия головного убора китайского  императора.

2-й ведущий: (одев головной убор):

- А сейчас с совершу 9 китайских поклонов. Прошу образовать круг и сопроводить мои поклоны  музыкой. Как только музыка останавливается, я делаю 1-й поклон, 2-й и т.д. А тех кому я поклонюсь я попрошу, подойти ко мне, а затем с ними произойдет нечто карнавальное!

(После поклонов).

Итак, вместе со мной в центре 9 человек, веселых и находчивых. Из разноцветных листов бумаги сделайте себе, пожалуйста , веера. Веера готовы, значит можно танцевать веселый китайский танец, повторяя движения за мной, а все остальные помогут нашим новорожденным китайцам, хлопа в ладони.

(Китайский танец с веерами).

1-й ведущий:

- А теперь на карнавале мы встречаем гостей из Индии. В материалах Влдела в шляпеВ» говорится о том, что в Индии множество народов и у каждого свой национальный головной убор. А еще, говорят, что индийцы тАУ самые  улыбчивые люди в мире. Как же определить индийцев среди нас? Очень просто. Сейчас мы проведем конкурс улыбок. Но улыбка должна быть продемонстрирована вместе с искусством пантомимы. Задание тайное, но все тайное становится явным. И если карнавал догадается, какой персонаж улыбается в вашем исполнении, то вы получите приз за самую широкую карнавальную индийскую улыбку.

(Задание в конвертах).

  1. Улыбнитесь как индийский слон.
  2. Улыбнитесь после того, как вы выпили чашку настоящего индийского чая.
  3. Улыбнитесь во время исполнения индийского танца.

(После пантомимы).

1-й ведущий:

- Закрепили пребывание в Индии индийской мелодией. Пожалуйста, танцуйте с нами так, как будто, мы в Индии.

)2-й танцевальный блок).

2-й ведущий:

- Вы, дорогой коллега, сегодня неоднократно упоминали фразу Влдело в шляпеВ». А я позволю себе сказать, что дело в ВлсамбрероВ». Самбреро, как известно, испанская широкополая шляпа. Я прошу 2-х молодых людей в самбреро подойти ко мне. Сейчас зазвучит испанская мелодия, ваша задача под ваше самбреро собрать как можно больше людей, каждый из которых должен взяться за край самбреро двумя пальцами правой руки. Пока звучит испанская мелодия соберите ВлиспанцевВ» под  самбреро.

Итак, под одним самбреро собралось ____человек, под другим ____. А сейчас испанская  игра ВлДон КихотВ». Каждая команда получает по 1 лошадке (детские деревянные лошадки), сам господин Сервантес посмеялся бы вместе с нами: задача проста. Надо как можно  медленнее доехать до этого стула одной команде и до этого тАУ второй. Та кавалькада, где больше участников, имеет больше шансов на победу. Главное условие тАУ не стоять на месте. Если ВлиспанецВ» останавливается стул передвигается  ближе, таким образом шансов на победу меньше. Итак, все вы Дон Кихоты, помните, Влтише едешь дальше будешьВ». Начинаем конное состязание. Как завут ваших коней придумайте сами, болельщики поддержат вас! Вперед, медленно, но верно!

(После игры).

Победила команда, которую по эстафете прокатил на своей спине конь Вл__________В». Примите поздравления. А сейчас снова звучит испанская мелодия и все танцуют.

(3-й танцевальный блок).

1-й ведущий:

-Я продолжаю рассматривать Влдело в шляпеВ». Материалы дела говорят о том, что здесь на карнавале есть и музыка, и танцы, и шутки, и все девушки красивы, и юноши  милы, но просто как в ВлГреции тАУ все естьВ».

2-й ведущий:

-А знаете чего нет в Греции?

1-й ведущий:

  • Чего? Не знаю.

2-й ведущий:

  • Нет веселой игры ВлкалейдоскопВ».

1-й ведущий:

- Простите, но ведь по-гречески калейдоскоп тАУ это означает Влвидеть нечто красивоеВ», а  по-простому, это оптический прибор тАУ игрушка.

2-1 ведущий:

- Да, слово греческое, а игра итальянская. Вот полая труба, напоминающая калейдоскоп. Надо посмотреть через эту трубу в течение 5 секунд на юношу или девушку, отвернуться и точно описать человека, который стоит перед вами. Попробуйте. А приз самому наблюдательному тАУ настоящий каледоскоп.

(Игра ВлкалейдоскопВ»).

  • Ну что же. А теперь приглашаю танцевать.

(4-й танцевальный блок).

1-й ведущий.

Вместе с этим смотрят:

Мир искусства
Мировая индустрия моды
Мировоззрение слушателей рок-музыки
Мировосприятие древнего египтянина