Особенности музыкального телевидения

Особенности музыкального телевидения

Люди, работающие на музыкальном телевидении, тАФ особые. Равно как и само музыкальное телевидение. Два дециметровых канала тАФ MTV и тАЬМуз-ТВтАЭ плюс многочисленные музыкальные программы на центральных телеканалах тАФ это особый мир со своими проблемами, философией и внутренними конфликтами. Пока эти конфликты невозможно заметить невооруженным глазом, но вполне возможно, что вскоре они выплеснутся наружу. Весомо, грубо и зримо.

Основные функции музыкального телевидения тАФ разлекать и зарабатывать деньги. Следует заметить, что под музыкальным телевидением понимают не трансляцию балета тАЬЛебединое озеротАЭ или юбилейного вечера Надежды Бабкиной, а программы и каналы, замкнутые на поп-музыке. Именно они и создают ту особую телевизионную экономику, которая является предметом внимания телезрителя.

Проблемы, стоящие перед производителями музыкальных программ в посткризисный период, в общем-то, схожи с теми бедами, что переживает сейчас все телевизионное сообщество. Снизились объемы поступлений от рекламы, возникли сложности с запуском в производство новых программ, приходится учиться жить по средствам тАФ весьма скудным на сегодняшний день.

Особенности музыкального телевидения в России зачастую позволяют решать эти проблемы весьма специфическим образом. Исторически сложилось так, что музыкальным телевидением в этой стране занимаются компании, работающие не только на телевизионном рынке. Музыкальные программы (а иногда и целые каналы) создаются силами структур, занимающихся шоу-бизнесом в самом широком смысле этого слова тАФ организацией концертов, выпуском дисков и т.д. Например, на сегодняшний день музыкальную политику на первом канале определяют тАЬRise-Лис'СтАЭ и тАЬОРТ РекордзтАЭ; Российское телевидение снабжает музпродукцией фирма тАЬАРСтАЭ; канал тАЬМуз-ТВтАЭ работает с фирмой Media Star, а музыкальными программами ТВ-6 ведают многочисленные ЗАО, созданные под крылом компании тАЬВиДтАЭ и лично Ивана Демидова и Александра.

У большинства этих компаний (за исключением, пожалуй, музыкальных структур ТВ-6) в сфере шоу-бизнеса есть свои четко выраженные интересы. Существуют артисты, с которыми эти компании работают на постоянной основе, чьи концерты они организуют, чьи диски они выпускают. Несложно понять, что и в том телевизионном пространстве, которое эти структуры контролируют, интересы их тАЬродныхтАЭ артистов не учитываться не могут. Вообще работа с каждой из этих компаний для артиста, стремящегося засветиться на телеэкране, становится крайне выгодной: ведь любая из музыкально-телевизионных структур учитывает не только свои интересы, но и интересы коллег-конкурентов по бизнесу. Поэтому артист Х, которого раскручивает, к примеру, Media Star, непременно появится не только в программах этой фирмы, но и на телевизионных площадках других акул музыкального телевидения; Media Star, в свою очередь, непременно поможет вышеупомянутым акулам с раскруткой их артистов.

    

Реклама на телевидении

Однако главный интерес, заставляющий шоу-компании работать с телевидением, заключается не только и не столько в раскрутке подконтрольных им музыкантов. Как и всякого телепроизводителя, эти компании интересуют прежде всего поступления от рекламы, размещаемой в их программах. Впрочем, слово тАЬрекламатАЭ на российском музыкальном телевидении имеет не совсем привычное для непосвященного значение. По логике телепроизводителей от шоу-бизнеса, любой клип, размещаемый в их программах, тАФ это тоже в каком-то смысле реклама. Не раз доводилось слышать из уст облеченных властью теледеятелей такого рода рассуждения: тАЬАртисту необходимо заявить о себе. Сделать это он может только с помощью телевизионной раскрутки. Следовательно, за показы клипа необходимо платить. Ведь это же реклама для артиста!тАЭ Таким образом, появление клипа (тАЬмузыкального рекламного роликатАЭ) в программе должно быть мотивировано соответствующей финансовой поддержкой. 

Резоны для такого рода тАЬработы с артистомтАЭ могут быть самые уважительные. Производители тАФ тоже люди, и им нужно не только заработать на хлеб с маслом, но и профинансировать производство собственных программ. тАЬДеньги тАФ не самоцель, а средство к существованиютАЭ, тАФ подмечает генеральный продюсер Media Star Александр Толмацкий. Пока жизнь в стране не налажена, прокрутка клипов по прайс-листу зачастую остается самым удобным способом окупить расходы.

Впрочем, упрек в сторону рекламных служб стоит адресовать не производителям программ, а, скорее, самим телеканалам, которых ситуация с заведомо проплаченными клипами тоже не слишком коробит тАФ каналы заранее просчитывают возможные поступления от музыкальных программ.

Как правило, канал заключает с компанией-производителем договор, по которому получает гарантированную оплату за цикл музыкальных программ. На первый взгляд, в этой схеме нет ничего зазорного тАФ артистам есть где тАЬраскручиватьсятАЭ, производителям есть чем финансировать производство, телевизионные каналы тоже не в убытке. Кстати, есть и еще один плюс: ни производителю, ни каналу, окупившим за счет артистов собственные расходы, нет смысла заботиться о качестве программ и звучащей в них музыки. Однако это становится и заметным минусом. Равно как нет смысла заботиться о рейтинге программы и привлекательности ее для рекламодателя. В результате:

а) нам показывают ту музыку, которую мы не хотели бы видеть и слышать;

б) разваливается, не родившись, музыкальная индустрия в целом тАФ артисты, чтобы окупить телевизионную раскрутку, вынуждены требовать от звукозаписывающих компаний астрономических гонораров, которые невозможно окупить никакими объемами продаж кассет и дисков. В такой ситуации выживали только компании, допущенные к телевизионной кормушке, наподобие тАЬОРТ-РекордзтАЭ тАФ они расплачивались с артистами не гонорарами, а эфирами.

Появление телеканала MTV

Ровно двадцать лет назад мир проснулся от странных звуков. Группа под названием тАЬBugglesтАЭ пела занимательную песню Video Killed The Radio Star тАФ тАЬВидео убило радиозвездутАЭ. В тот день она имела особый подтекст: именно с нее начал вещание новый телеканал MTV (Музыкальное телевидение), который торжественно обещал перед лицом всего мира сутки напролет крутить сплошные видеоролики и прочие актуальные материалы из жизни музыкального сообщества.

  Затея многим показалась нереальной. Но многим и понравилась. Вторых оказалось больше. Тогда и первые изменили свое мнение. В общем, дело пошло. Теперь MTV тАФ это империя. И есть масса недовольных тем, что она существует.

Что плохого можно сказать об MTV? Чаще всего говорят, что это музыкальный Макдоналдс. Обидно. Но съедобно. Еще говорят, что из-за MTV музыка отошла на второй план, а на первое вышел видеоряд. На это особенно любят жаловаться сами исполнители тАФ причем не только некрасивые и неталантливые, но и вполне заслуженные мастера вроде Дэвида Боуи. Но предложи им сегодня бойкотировать MTV, не снимать клипов и не крутить их в эфире тАФ так ведь не согласятся.

Интернет забит сайтами, работающими только на то, чтобы очернить, оклеветать, растоптать и смешать с грязью Музыкальное телевидение. Делается это, надо сказать, весьма пламенно, убежденно и даже местами талантливо. Но не очень эффективно. MTV смотрят во всем мире. Хотя, казалось бы, вкусы британских и индийских меломанов сильно различаются. Но хитрость в том, что в Британии и в Индии тАФ абсолютно разное MTV. Индийское MTV тАФ это очень сильная штука: тамошние умельцы поняли, что лучший видеоклип тАФ это тот, который напоминает фрагмент из фильма про двух близнецов, разлученных в детстве, а теперь схлестнувшихся в смертельной схватке из-за девушки, которая окажется их секретной сестрой и умрет от сильной дозы змеиного яда, подсыпанного ей в пищу злой мачехой. Смотреть эти клипы даже русскому человеку приятно (первые два дня), а уж страны третьего мира глядят их сутки напролет.

MTV есть и в России. Его появление повергло нашу эстраду в состояние шока. тАЬКак это тАФ не берут денег?тАЭ тАФ переспрашивали звезды друг друга. Никогда еще термин тАЬне форматтАЭ не звучал столь убийственно. Это был приговор, который вынесли даже Пугачевой с Киркоровым, не говоря уж про сотни других мастеров эстрады. Со временем, правда, звездная чета все же решила проблему с форматом и прочно обосновалась на российском MTV. Но нельзя не отметить, что именно под влиянием этого канала Киркоров начал делать современно выглядящие клипы.

Понятное дело, после успеха MTV и другие подобные каналы стали возникать по всему миру (в Штатах тАФ VH1, в Германии тАФ Viva, в России тАФ МузТВ). Это достойные конкуренты, но, посмотрев фильм тАЬБеги, Лола, бегитАЭ, все критики дружно отметили, что он снят тАЬв клиповой эстетике MTVтАЭ, а не какого-нибудь другого похожего канала. Вот что значит быть первыми.

  За последние 20 лет музыку стали не просто слушать, но и смотреть. Звучит странновато, но тАФ факт. Радиостанции по-прежнему существуют, несмотря на веселые похороны радиозвезд, устроенные 20 лет назад группой Buggles. Но различие в увлечении радиоведущим, которого ты не видишь, и телеведущим, который всегда наглядно перед тобой, все-таки есть.

                  М. ТЕКИЛОВ, музыковед.

Российский музыкальный телеканал

Впрочем, сегодня тАЬОРТ-РекордзтАЭ, пользовавшаяся сверхльготным доступом к эфирному времени, доживает последние дни. Вместо нее с каналом ОРТ работает компания REAL Records, но уже на других, более цивилизованных принципах. Единственным телевизионным каналом, не относящимся к видеоклипам как к рекламным роликам тАФ проще говоря, не берущим за них деньги тАФ остается на сегодняшний день тАЬMTV-РоссиятАЭ. Отказ от традиционных для России методов работы был едва ли не главным условием со стороны западных учредителей. Стоит снять шляпу перед президентом канала Борисом Зосимовым тАФ одному Богу известно, чего ему стоило наступить на горло своим добрым отношениям с бесчисленной армией российских продюсеров и артистов, привыкших к тем самым тАЬтрадиционным методам. Успехи канала впечатляют: его работникам удалось с самого начала запустить два десятка оригинальных программ, создать ультрасовременное оформление канала и, самое главное, выстроить в целом музыкальный канал, притягивающий к себе внимание огромной части аудитории (в первую очередь молодежи) и диктующий моду на музыкальном рынке.

Канал тАЬМуз-ТВтАЭ, возникший в 1996 году не без участия все того же Бориса Зосимова, строит свою политику на несколько иных принципах. В противовес MTV тАЬМуз-ТВтАЭ стремится сегодня стать именно российским каналом, ориентируясь на вкусы широких народных масс. В начале этого года появились сведения о вхождении в состав учредителей тАЬМуз-ТВтАЭ тАЬРусского радиотАЭ; соответствующие переговоры затормозились на начальной стадии, однако сам факт такого предложения весьма показателен. Александр Толмацкий считает, что канал необязательно должен быть модным и продвинутым: если он в фоновом режиме работает в офисах, клубах и других присутственных местах, то это уже показатель успеха. тАЬМуз-ТВтАЭ оставило в эфире минимальное количество западной музыки и считает, что публике в регионах гораздо интереснее их продукт, а не кислотно- молодежные программы MTV. К осени руководство канала готовит пакет новых программ, собирается обновить межпрограммное пространство и довести региональную сеть до 100 городов. Кстати, если верить Александру Толмацкому, посткризисный обвал рекламного рынка на канале сказался меньше, чем на конкурентах. Что же касается особенностей размещения клипов на тАЬМуз-ТВтАЭ, то здесь ситуация мало чем отличается от общей картины. тАЬУ нас на канале присутствуют все артисты, тАФ уклончиво замечает Толмацкий. тАФ Это не значит, что все они платят деньгитАЭ.

Вполне возможно, что специализированные музыкальные каналы в России ждет блестящее будущее: по здравой мысли того же Толмацкого, тАЬмузыкальные каналы интересны наиболее активной части населения тАФ тем, кто ходит на концерты, тратит деньги на компакт-диски, аудио- и видеотехнику и прочие потребительские товары. И рекламодатели рано или поздно должны это понятьтАЭ. Приоритет специализированных каналов перед музпрограммами на обычных каналах может получить еще одно подтверждение, если музыкальные программы исчезнут с центральных каналов. При всей неожиданности этой идеи в ней нет ничего удивительного: как замечает Михаил Козырев, тАЬна основных телевизионных каналах западных стран клипов нет вообще. Существуют специальные информационные программы, в которых могут появиться фрагменты из новых видеороликов, но сами по себе музыкальные клипы показываются только на специализированных телеканалахтАЭ. О возможности такого поворота событий говорить пока рано, однако, по некоторым сведениям, руководство крупнейших центральных телеканалов не прочь отказаться от сотрудничества с пришлыми шоу-структурами, размещающими в эфире проплаченные клипы. И крайне сложно представить, что может произойти, если эти намерения станут реальностью. С деньгами, которые крутятся сейчас в этом бизнесе, расстаться всем его участникам будет тяжеловато.

Первый музыкальный ТЕЛЕканал в Беларуси

С первого марта на частоте телеканала "ТВ-6 Москва" в полном объеме начал вещание "Первый музыкальный" телеканал.

Объем музыкального вещания составляет 19 часов ежедневно (с 7.00 до 2.00). Телеканал транслируется через сети кабельного телевидения в городе Минске. Обслуживает порядка 380 тысяч квартир (или около миллиона минчан), включая абонентов и сети CosmosTV.

Необходимость создания музыкального канала назрела давно. Во всех прилегающих государствах давно имеются подобные проекты. И в Беларуси также существует большой спрос на музыкальное телевидение, что подтверждают результаты маркетинговых исследований. Удовлетворить этот спрос намерены создатели "Первого музыкального".

Нами заключены прямые соглашения с правообладателями музыкальной продукции: Universal music, EMI, Warner music, BMG entertainment, Sony music, СОЮЗ, АРС-рекордз, WVWVrec., Крем, Мистерия звука, CD-Land, NOX Music, Снегири музыка, Квадро диск, Медиа стар и др. "Первый Музыкальный" транслирует только лицензионное видео.

     

Музыкальные передачи на российских экранах

ПЕРВЫЙ КАНАЛ

      Играй, гармонь любимая!

Передача выходит по субботам. Эфир длится 26 минут.

Программа посвящена самобытным музыкальным талантам России. Съемочная группа путешествует по городам и весям нашей необъятной страны в поисках дарований, а зачастую они сами приезжают за тысячи километров, чтобы "помериться силами" в мастерстве исполнения частушек, народных песен и танцев, продемонстрировать виртуозное владение гармонью, баяном, аккордеоном и другими музыкальными инструментами. Героями популярнейшей программы, придуманной и созданной в 1986 году одним из лучших гармонистов страны народным артистом России Геннадием Заволокиным, за это время стали сотни профессиональных и самодеятельных музыкантов. Ведет программу Анастасия Заволокина.

Утренняя звезда

Передача выходит по воскресеньям в 9 часов утра.

Представляет собой вокальный шоу-конкурс молодых дарований. Конкурс проводится в возрастных категориях до 15 лет, а также от 15 до 22 лет, отбором участников занимается команда музыкальных редакторов и балетмейстер. Оценивает выступления профессиональное жюри, в которое приглашаются известные певцы, композиторы, хореографы..

Ведущие Юрий Николаев и Маша Скобелева. Режиссер-постановщик программы Татьяна Михайлова.

      Реальная музыка

Ведущий:  Александр Бергер

Передача выходит по средам в 0.55.

Герои программы "Реальная музыка" тАФ самые яркие музыкальные персонажи, темы программы тАФ самые интересные музыкальные события и тенденции шоу-бизнеса. Модный монтаж, стильные декорации, профессиональная ведущая тАФ все это отвечает самым высоким стандартам качества, предъявляемым к музыкальной программе.

В программе: репортажи со съемочных площадок видеоклипов, новинки музыкального видео, интервью с признанными поп- и рок-звездами, а также околомузыкальные новости за прошедшую неделю и аналитические сюжеты, в которых в доступной для массовой аудитории форме рассказывается о хитростях большого шоу-бизнеса.

НТВ

"Всё сразу!"

тАЬВсе сразу!тАЭ тАФ это получасовой экскурс в мир современного шоу-бизнеса: кино, музыка, мода, театр, спорт, светские новости. Героями программы становятся звезды первой величины, чьи имена создают тиражи глянцевым журналам и рейтинги передачам.

По мнению авторов тАЬВсе сразу!тАЭ, сегодня шоу-бизнес влияет на общество куда больше, чем политика и экономика. Именно поэтому кредо программы тАЬВсе сразу!тАЭ тАФ тАЬРазвлечения тАФ это серьезно!тАЭ

                   

ВЕДУЩИЕ:                  

Петр Фадеев

Родился 23 ноября 1972 года в г. Москве.

В 1995 году окончил Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы по специальности тАЬмеждународная журналистикатАЭ. До 1995 года тАФ внештатный сотрудник Гостелерадио CCCР (программы тАЬКиносерпантинтАЭ, тАЬТихий домтАЭ), внештатный корреспондент журнала тАЬСтолицатАЭ, газеты тАЬМКтАЭ. С 1995 года тАУ ведущий программы тАЬТе ктотАЭ на канале ТВ-6. С 2000 по 2001 г. был автором и ведущим программы тАЬПетерс поп-шоутАЭ на ТВ-6. Курировал программирование канала. С февраля 2002 года тАУ  руководитель и ведущий программы тАЬВсе сразу!тАЭ на НТВ.

                  

Фекла Толстая

Родилась 27 февраля 1971 г. в Москве.

В 1994 г. окончила филологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности тАЬславистикатАЭ. Училась в Варшавском университете, после преподавала польский язык в РГГУ. С 1995 училась на режиссерском факультете ГИТИСа (мастерская проф. М. Захарова) С 1998 г. работала на телевидении ведущей программы тАЬВремечкотАЭ (ТВЦ) и телевизионным режиссером. Пишет для ежедневной тАЬГазетытАЭ. С февраля 2002 г. тАФ ведущая программы тАЬВсе сразу!тАЭ на НТВ.

"Пепси-чарт"

Передача выходит по пятницам в 15.15 с повтором в воскресенье в 8:40.

Еженедельная молодежно-музыкальная программа "Пепси-чарт" выходит на НТВ с 19 октября 2001 года.

В каждом выпуске программы тАФ национальный независимый хит-парад (двадцатка), новости музыки и шоу-бизнеса, свежие клипы и эксклюзивные интервью со звездами. Уникальная особенность программы тАФ телемост между Москвой и Лондоном, и прямые включения из других стран, сопровождающиеся живыми выступлениями звезд российской и зарубежной сцены.

Программа появилось в радиоэфире Великобритании семь лет назад, а затем вышла в телеэфир. Сегодня Pepsi Chart выходит 36 странах мира, среди которых, помимо России тАФ Ирландия, Швеция, Финляндия, Австралия и страны Латинской Америки.

Главный принцип программы тАФ предельная независимость и объективность хит-парада. Чарт составляется независимой компанией Music&Media в Великобритании, которая является частью международного медиа-концерна Billboard Music Group.

Вместе с этим смотрят:

Особенности развития детского голоса
Особенности творчества Клода Дебюсси
П. И. Чайковский
Памятные места и памятники Смоленщины, посвященные Великой Отечественной войне