Вешние воды русской живописи

Вешние воды русского искусства.

  Почти 130 лет назад (в декабре 1871 года), из Петербурга отправилась в путь  по России первая передвижная выставка. Это событие вызвало большой общественный резонанс. Передвижники - художники-реалисты тАУ порвали с академизмом и как бы поставили зрителя лицом к лицу с Россией. В искусстве передвижников мы наблюдаем подчас мучительный поиск идеала. Он чаще всего воплощается в образе передовых интересов той поры, в стихийной мощи народа. Но нередко он выступал в образе природы, в размышлениях о жизни.

Вершину развития русской пейзажной живописи представляют собой искусство И.И.Левитана. Своим творчеством он как бы подвел итог основным тенденциям развития пейзажа 19 века, выразившийся в редком многообразии мотивов и тем его искусства, в разнообразии живописных приемов, составляющих творческий метод художника. В картинах Левитана нет людей. Художник пейзажем и через пейзаж передавал свои мысли и свое настроение. Но критика отмечала, что, хотя Влв пейзажах Левитана почти никогда нет фигур., невольно приходит мысль, что если бы в них были фигуры, то это были бы фигуры, взятые из передвижнической живописиВ».

  И.И.Левитан тАУ создатель Влпейзажа настроенияВ», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность, раскрытие тончайших состояний природы, тонко нюансированная живопись. ВлКартины Левитана требуют медленного рассматриванияВ»,- писал К.Паустовский. Зритель учится по-новому видеть, по-новому любить их, он учится новому для себя отношению к родной природе.

  Среди его работ, отмеченных особым лиризмом восприятия жизни русской природы, одно из первых мест по праву занимает картина ВлВесна-большая водаВ». Уже сам ее мотив тАУ широкое весеннее половодье тАУ вызывает активное лирическое переживание у зрителя, рождая поэтические ассоциации.

ВлДолжна быть дружная весна,

Снега осядут разом,

И солнце, встав из-за гумна,

Весь мир окинет глазомВ».

(ВлПеред веснойВ» П.А.Радимов, русский художник-пейзажист, поэт.)

Вл Весна перед вами, и душа ее, ее сокровеннейшее настроение охватывает вас с непривычной силойВ»,- эти слова написал А.В.Луначевский об этой картине. Этот мотив мастерски разработан художником. Да, весна перед нами. Еще не зазеленели почки, но уже растаял весь снег, и прозрачная, весенняя, голубая вода вышла из берегов и затопила леса и прибрежные деревушки. Эта весна еще не зеленая тАУ она голубая. В нежнейшей лазури прозрачной студеной воды отражаются тонкие, как свечки, белые стволики берез. Тени голых деревьев падают на подсушенную солнцем рыжую землю. Тени тАУ голубые тАУ лежат на поверхности голубой воды. Но это не стихийное бедствие тАУ это радость тАУ весна!. Земля пробуждается!. И если разотрешь пальцами еще сухую и мертвую на вид березовую почку, услышишь резкий радостный запах: сок струится по оттаявшим стволам деревьев. В весне всегда таится надежда тАУ на хорошее лето, на урожай, на счастье.

  Краски, которыми пользуется художник, легки и прозрачны. Как нельзя лучше передают они прозрачность воды и воздуха, светлую голубизну небес и ласковость весеннего солнца. Природа почти  дематериализована: вода и небо, солнце и воздух. Деревня где-то далеко, она едва видна, а мельканье белых стволов берез вместе с их отражением в тихой глади воды создают ощущение чего-то зыбкого, непостоянного. Лишь крепкий ствол дуба, одиноко и прямо торчащий среди гнущихся, словно вибрирующих березок, да легкий челнок у края воды связывают изображение с земным, материальным, напоминающим о людях, живущих среди этой прекрасной и на сегодня лишенной тревог и волнений природы. Подобное ВлочеловечиваниеВ» природы очень характерно для  творчества И.И.Левитана.

   Пейзажи Левитана пленяют зрителя большой музыкальностью. Поразительно музыкальна и ВлВесна-большая водаВ». Мягкие сочетания голубого и  золотистого в картине, четкий ритм чередования плавно изгибающихся березок создают нежную, чистую мелодию чарующей прелести русской весны. ВлШколой любви к РодинеВ» называют живопись Левитана.

  

 

 

Вместе с этим смотрят:

Византийское искусство и культура
Викинги
Виктор Гюго
Виктор Цой