Египетская скульптура

Р Е Ф Е Р А Т

По теме: Древний Египет . Скульптура.

Студента  811 группы     ЯШЕНКОВА Виталия

г. Санкт - Петербург

1997 год

     Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце 1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.

     Большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской истории тАУ время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период раннего Царства 3000-2000гг до н. э.

     Главным объектом искусства становится человек. Грандиозные архитектурные сооружения тАУ пирамиды поражают обобщенностью и законченностью форм. Величайшая из них - пирамида Хеопса - имеет высоту 146,6 м и сложена из 2300 каменных многотонных глыб.

     Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников. тАЬГород мертвыхтАЭ был своеобразной дорогой в загробный мир.

Древние египтяне верили в загробную жизнь и старались снабдить уходящих  в иной мир всем, что им требовалось при жизни. Египетская религия учила , что счастливая жизнь в загробном мире дается только знатным людям.

     Египтяне считали, что у человека несколько душ, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям,  за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли тАЬКатАЭ (двойник умершего человека).

      В то же время египетская религия была собранием различных культов, которые в течение многих веков подвергались многочисленным изменениям. В Египте почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Их изображения  имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.

Но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида  и другие.

   

Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте , и память о его  благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой -  мраком.

Исида тАУ луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца,

а Гор тАУ восходящее солнце тАУ мстит за отца, рассеивая темноту.         

     Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка.

      Изображение богини Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание- символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не  могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды тАУ диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове.

      Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную.   Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту тАУ богу божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила.  Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.            

      Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна  только в лодке   плавают вокруг земли.

     Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом какое - нибудь животное.

     До нас дошло всего несколько каменных табличек (их называют палетками) с изображениями первых фараонов. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории. Их воображение населяло эти времена великими мудрецами и могущественными царями.

     Как уже говорилось ранее  рядом с пирамидами  в тАЬгороде мертвыхтАЭ находились гробницы знати. В экспозиции Эрмитажа  выставлены    каменные  Рельефы  из гробниц, в прошлом -ярко раскрашенные.

     Характер изображений и их композиционное решение дают представление  о разработанном каноне. Так в рельефе из гробницы  Нимаатра  фигура восседающего в торжественной позе за столом вельможи  в несколько раз  превосходит по величине фигуры слуг, подающих ему различную снедь. Они размещены рядами, фризами, в несколько тАЬэтажейтАЭ и движутся в плоскости изображения. Трехмерное тело сведено  к силуэту, четко очерченному контуром.

Скульптор умело объединяет части фигуры, увиденные с разных точек зрения: голова и ноги - в профиль; глаза, плечи и грудь тАУ в фас. Такое изображение людей характерно для египетского искусства.

     Второй памятник тАУкаменный рельеф из гробницы Мирираанха - выполнен в иной технике: изображение  не выпуклое, а врезанное в камень.

     В гробницах помещались статуи умерших. Семейная группа из гробницы Уджаанхджеса воспроизводит облик вельможи и его жены.

Композиция выполнена в строгих рамках принятого канона: фронтальность более крупной фигуры  Уджаанхджеса, плотно сдвинуты ноги, руки, лежащие на коленях, торжественно застылая поза и взгляд, обращенный прямо. Лаконично и обобщенно трактованные фигуры  связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху гипсом и раскрашенный в соответствии с каноном: мужская фигура - в коричневый цвет, женская тАУ в желтый.

     Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа тАУ статуя фараона Аменемхета Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это время   объединения страны, роста городов, расцвета культуры. В официальной скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе.

Характерный головной убор тАУ немес - с изображением урея тАУ священной змеи, охраняющей царя, - а также  три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. В лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты: узкие, глубоко посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы, выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора.

     В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности статуя богини Мут тАУ Сохмет. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Сохмет изображалась львиноголовой. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу   и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления.

По их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила.

Грозная богиня держит в руках тАЬанхтАЭ - знак символизирующий жизнь.

Монументальная статуя Сохмет, исполненная в годы правления Аменхотепа Ш (его имя обозначено на троне) находилась среди подобных ей скульптур в крупнейшем храме того времени тАУ Карнакском.

     Хочется остановиться еще на одной скульптурной группе тАУ Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам  великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты  (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т.п.). Что особенно поражает - так это  женские фигуры: и мать, и жена  изображены в одинаковом возрасте. Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой.

     Характерно и изображение древнего египетского архитектора, автора и первого строителя пирамид тАУ Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до н. э.

Имхотеп знаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре. Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом и значительностью. Та же статичная, торжественная поза сидящего человека, свиток папируса на коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль в государстве.

Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта.

Литература:

Рубинштейн Р.И. тАЬ О чем рассказывают памятники древнего ВостокатАЭ

                               Москва, Просвещение, 1964

тАЬМифы в искусстве старом и новомтАЭ,Историко-художественная монография (по Рене Менару)

                                Санкт-Петербург, Лениздат, 1994

Шапиро Ю.Г. тАЬЭрмитажтАЭ, путеводитель по выставкам.

                                 Искусство, Ленинградское отделение.

Энциклопедия для детей. Всемирная история

                                  Москва, Аванта+, 1993

Вместе с этим смотрят:

Жанр портрета
Жерико Теодор
Живое наследие
Живопись