Жизнь и творчество Д. А. Фурманова
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Д.А.ФУРМАНОВА
Детские годы и юность
Дмитрий Андреевич Фурманов родился 26 октября (7 ноябВнря по новому стилю) 1891 года в селе Середа Костромской губернии (теперь город Фурманов, Ивановской области). Его отец Андрей Семенович происходил из крестьян Ярославской губернии; мать Евдокия Васильевна была дочерью сапожника из города Владимира.
Он был третьим ребенком в семье. Это был бойкий и любознательный мальчик. В семье Фурманова звали Митяем. Поступив в 1899 году в Иваново-вознесенское шестиклассное училище, и едва выучившись грамоте, Митяй быстро пристрастился к чтению. ВлЧитал много. Горячим запоем, особенно усердно Конан-Дойля, Жюля Верна, Майн Рида, Вальтера Скотта и в этом родеВ»,тАФ писал ФурмаВннов в автобиографии, вспоминая детские годы. Наряду с иностранными авторами в круг чтения будущего писателя рано вошли русские классики тАФ Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тургенев и др. Русский язык и литература становятся любиВнмыми предметами Фурманова.
Когда Митяй заканчивал шестиклассное училище, в Иваново-Вознесенске началась крупная забастовка, длившаяся 72 дня. Это было в мае 1905 года. Руководили забастовкой большевики, проВнфессиональные революционеры Ф.А.Афанасьев, М.В.Фрунзе, А.С.Бубнов, Н.И.Подвойский и другие. В ходе забастовки ивановские пролетарии создали Совет рабочих депутатов. Это был первый Совет в нашей стране тАФ прообраз Советской власти. Он фактически руководил всей жизнью в городе, с решениями Совета вынуждены были считаться даже местные фабриканты.
Фурманову было лишь тринадцать. Конечно, он во многом не разбирался, его семья была далека от ревоВнлюционной борьбы, но с юных лет в Дмитрии жило сочувствие к угнетенным. И в дни революции 1905 года все его симпатии были на стороне бастовавших рабочих. Вместе с товарищами он пробирался на знаменитые собрания на берегу Талки, где заВнслушивался речами, распевал революционные песни Среди стихотворений этого времени, написанных Фурмановым, есть одно, посвященное памяти Влзаступника людаВ» Возможно, оно связано с конкретным событием тАФ убийством черносотенВнцами руководителя иваново-вознесенских рабочих Ф А АфаВннасьева, известного под кличкой ВлОтецВ» Позднее, в 1925 году. Фурманов вернулся к своим впечатлениям о днях первой русВнской революции в Иваново Вознесенске и написал очерки ВлКак убили ОтцаВ» и ВлТалкаВ».
Осенью 1905 года Дмитрий поступил в торговую школу, которая готовила счетоводов, бухгалтеров и торговых работников. Но, коммерческие науки не интересовали юношу. ОконВнчив эту школу в 1908 году, он через год сдает экзамены в Кинешемское реальное училище.
Кинешемский период стал очень важным этапом в жизни будущего писателя. В это время шел процесс формирования его мировозВнзрения, вкусов и наклонностей .Со свойственной ему страстью, трудолюбием и организованностью Фурманов весь отдался учению, в котором видел Влтот путь, что ведет к правде, к истиВнне, к абсолютному счастью, если только таковое возможноВ». Однако менее всего он рассматривал ученье как простое Влпрохождение программыВ». Для него оно значило широкое духовное развитие, активное чтение, стремление выработать свой взгляд на мир. Заслуживает внимания восторженное отношение ФурВнманова к книге. ВлДа тАФ утверждал он тАФ Много может сделать с человеком книга. Хотя я не очень-то уважаю Леонида Андреева, а все же люблю его выражение : ВлЕсли бы человек сделался богом, то пределом его была бы книгаВ». Книга по-моему,тАФ самый верный пособник по пути к совершенствуВ».
Фурманов читал книги в определенной системе, глубоко задумывался над прочитанным. Об этом свидетельствуют записи в юношеском дневнике. В круг чтения входили произведения русских классиков, изучавшихся в реальном училище (от Н. Карамзина и А.Пушкина до Л.Толстого и Ф. Достоевского), и не включенные в программу И. Никитин, А. Мельников-Печерский, А. Чехов, С. Надсон и другие.
Он с увлечением читает М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева. В. Шекспира, Дж. Мильтона, Д.Байрона, Ч. ДикВнкенса, а также произведения критиков и философов В. Белинского, Н. Добролюбова. Д. Писарева, Аристотеля, Платона, Бюхнера и др.
Огромное влияние оказала на Фурманова русская классическая литература. У писателей-классиков он учился любить родину, народ, находил примеры служения высокому гражданВнскому долгу, гуманным идеям добра и справедливости. ВлЧелоВнвек только тогда истинно высок, когда, свято выполняя обязанности человека и гражданина кладет свое достояние, мате реальное и духовное, исключительно на благо общественноеВ»,тАФ записывает Дмитрий в дневнике 5 июля 1910 года, подытоживая свои рассуждения о К. Рылееве. Л. Толстой для него тАФ истинный мыслитель и проповедник ВлвысокогуВнманных идейВ». О Ломоносове он писал как о Влярком примере труженика-ученогоВ», который Влтак любил свою Россию, что готов был чем угодно жертвовать для блага ееВ». В тургеневском Базарове Фурманова привлекают прямота, мужицкий демоВнкратизм. А о критиках тАФ революционных демократах БелинВнском, Добролюбове, Писареве Фурманов прямо пишет как о людях, жизнь и деятельность которых служит для него нравВнственным примером.
В развитии литературных вкусов и наклонностей Фурманова в кинешемский период большую роль сыграл учитель русского языка и литературы в реальном училище Федор Федорович Трубников. О Трубникове Дмитрий пишет в своем дневнике как о любимом учителе. Строгий и требовательный, Трубников был прост в обращении, не гнушался зайти на квартиру к ученику, душевно с ним побеседовать Он поддерживал литературные увлечения Фурманова, который начал писать стихи еще в шеВнстиклассном училище. Теперь Фурманов пробует свои силы в прозе, создает ряд очерковых зарисовок и рассказов, регулярно ведет дневник, который тоже является своеобразным литераВнтурным произведением. С дневником Фурманов не расставался до последних дней своей жизни, занося в него все, что волновало и казалось значительным. Он вел дневник даже во время боев и походов. Наблюдения, отразившиеся в дневниках, послу жили затем материалом для литературных произведений.
Мечта Влсделаться писателемВ» рано созрела у Фурманова. Это видно из дневниковой записи от 26 июня 1910 г. Однако прежде чем стать писателем, ему суждено было пройти больВншую школу жизни.
В 1912 году Дмитрий поступил в Московский университет на историко - филологический факультет (на словесное отделеВнние). Для этого пришлось самостоятельно овладеть латинским языком (в реальном училище этот язык не изучался). Как и в Кинешме, жизнь Фурманова в Москве наполнена глубокой внутренней работой, стремлением духовно самоопределиться. ВлЖажда борьбы тАФ самая ценная струна в жизниВ» тАФ вот к каВнкому выводу пришел юноша. Он тяжело переживал реакционВнный режим, установившийся в то время в Московском универВнситете. Свое мировоззрение тех лет писатель определяет поздВннее как Влпотенциально-революционноеВ». ВлЯ чувствовал в себе всю жизнь, с детских годов тАФ внутренний протест, недовольВнство гнетом, устремление к свободе, любовь к бедноте тАФ были все задатки революционераВ». Но Фурманов студент не был непосредственно связан с революционно-освободительной борьВнбой пролетариата. Среди друзей юноши не было никого, кто помог бы выбрать правильный путь, отвечающий его свободоВнлюбивой натуре Интересы Фурманова проявлялись, прежде всего в области литературы, большое место в жизни занимали нравственные искания, увлечение на этой почве творчеством Льва Толстого и Достоевского.
Годы революции.
Накануне первой мировой войны Фурманов переживает остВнрый духовный кризис, ищет выход из него.
Разразившаяся летом 1914 года война не сразу была им правильно понята. Жажда активной деятельности, стремлеВнние быть полезным народу в постигшем его бедствии заставили Фурманова покинуть университет и пойти на фронт братом милосердия. Работал в санитарных поездах, летучках и отрядах Турецкого (Кавказского), Юго-Западного и Северо-западного фронтов. Но очень скоро понял, что война носит антинародВнный характер Фурманов видел, как зреет гнев и протест народа против империалистической бойни, самодержавия и буржуазВнного строя. В своем дневнике 1916 года он не раз отмечал, что народное недовольство и возмущение растет, что всюду ощуВнщается Влмогучее дыхание приближающейся грозыВ».
О близящейся грозе-революции он писал и в аллегоричеВнском стихотворении ВлПробуждение великанаВ» (1916), которое выдержано в стиле любимого им поэта Н. А. Некрасова:
Тише Огромное чудо свершается
В темном лесу великан пробуждается
В темном, дремучем лесу.
Стихотворение заканчивается пророческими словами о Влновой силеВ», которая идет Влс ярким светильником, с думами новымиВ».
В конце 1916 года Дмитрий Андреевич возвращается в Иваново-Вознесенск и работает преподавателем общеобразоВнвательных рабочих курсов. В дни Октябрьской революции Фурманов возглавляет в Иванове революционный штаб. Он беспощадно борется с контрреволюцией, с буржуазной пеВнчатью, выступает на многочисленных митингах.
В первые месяцы после Октября Фурманов вел в Иванове напряженную общественно-политическую работу тАФ был замеВнстителем председателя губ исполкома (председатель тАФ М В Фрунзе), возглавлял губернский комиссариат просвещения, организовывал различные курсы, ведал культурно-просветительной работой в губернии.
Постоянно общаясь в это время с ивановскими ткачами известными своими революционными традициями, Фурманов по его словам, Влпонял правду жизниВ» Большое влияние оказала на него дружба с выдающимся ленинцем Михаилом ВаВнсильевичем Фрунзе. ВлЭто удивительный человек Я проникнут к нему глубочайшей симпатиейВ»,тАФ писал Фурманов. Фрунзе помог ему преодолеть заблуждения и колебания, дал рекоменВндацию в партию большевиков.
В июле 1918 года Фурманов вступил в партию. К этому времени относится запись в дневнике: ВлТеперь прибило к мраВнморному, могучему берегу-скале. На нем построю я свою тверВндыню-убеждение. Только теперь начинается моя сознательная работа, определенно классовая, твердая, уверенная нещадная борьба с классовым врагомВ». До сих пор это было плодом наВнстроений и темперамента; отселе это будет еще тАФ и главным образом тАФ плодом научно обоснованной смелой теорииВ».
Все силы и энергия Фурманова в это время уходили на революционную практическую работу. С гордостью называл он себя и своих товарищей Влчернорабочими революцииВ».
Революцию Фурманов воспринимал не только как политик, но и как поэт. Через полтора месяца после Октябрьской ревоВнлюции он записывает в дневнике: ВлЯ увидел и почувствовал всем моим существом, что здесь, в Революции,тАФ целый океан поэзии, что здесь и безмерная отвага, и чистота бескорыстия, и нечеловеческое дерзание, что здесь воплощается в самой жизни огромная красотаВ».
Непосредственным откликом писателя на Октябрьскую революцию явилась ВлЛегенда об унглахВ» тАФ аллегорическое произведение, созданное в духе ранних романтических расВнсказов М Горького. В ней повествуется о том, как восставший народ-исполин сбросил со своих плеч кровожадного владыку Крафта и злых карликов тАФ эксплуататоров всех мастей.
В начале 1919 года Фурманов с отрядом иваново-вознесенских рабочих отправился на Восточный фронт. В это время наступление войск Колчака на Восточном фронте представляло собой самую большую угрозу молодому Советскому государВнству. В марте 1919 года Фурманова назначили комиссаром 25-й стрелковой дивизии, во главе которой стоял легендарный герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев. Полки этой славной дивизии нанесли решительное поражение колчаВнковцам и освободили Уфу. Как вихрь носился Чапаев по заВнволжским и уральским степям, преследуя колчаковцев и белоВнказаков. И вместе с ним всегда был его неизменный друг комиссар Дмитрий Фурманов. Они спаяли дивизию в одну боевую семью, готовую перенести любые невзгоды и лишения, чтобы отстоять завоевания революции.
После того как Фурманова отозвали из Чапаевской дивизии, он сражался на других фронтах гражданской войны, был начальником политуправления Туркестанского фронта, уполномоченным Реввоенсовета Туркфронта в Семиречье, комиссаром красного десанта на Кубани, начальником политотдела 9-й Кубанской армии, редактором газеты ВлКрасный воинВ» тАФ оргаВнна 11-й Кавказской армии. Куда бы партия ни посылала Фурманова, он всюду, по словам А. Серафимовича, был ревоВнлюционным бойцом, революционным строителем.
Фурманов вкладывал огромную энергию, такт и принципиальность во всякое дело. Особенно ярко это проявилось в дни контрреволюционного мятежа в городе Верном (ныне Алма-Ата), когда Фурманов оказался один перед пятитысячной враждебно настроенной толпой. Словом большевика он сумел повернуть настроение толпы, отколоть заблуждающуюся часть мятежников от их вожаков тАФ врагов Советской власти. Благодаря уму, выдержке и мужеству Фурманова мятеж в Верном был ликвидирован быстро и без единого выстВнрела.
Вместе с другим героем гражданской войны Епифаном Иовичем Ковтюхом, Фурманов возглавил десант, высадившийся в тылу войск Врангеля на Кубани. Это была исключительно опасная и рискованная операция. Ковтюх и Фурманов провели ее блестяще и обеспечили разгром врангелевских войск на Кубани. За эту военную операцию, описанную затем в поВнвести ВлКрасный десантВ», Фурманов был награжден орденом Красного Знамени.
За время гражданской войны Фурманов вырос в крупного политического работника Красной Армии. Его деятельность высоко ценили М.В.Фрунзе и В.В.Куйбышев. На партийных конференциях и красноармейских съездах Дмитрий Андреевич избирался делегатом VIII Всероссийской конференции РКП (б) и VII и VIII Всероссийских съездов Советов. Не раз приходиВнлось ему слушать речи и доклады В И Ленина О Ленине Фурманов писал, что он тАФ Влсамый любимый, самый нужный человечествуВ», что он Влдумает за целый мирВ». В своей разноВнобразной деятельности Фурманов старался практически воплощать в жизнь ленинское учение.
Слово Фурманова было одним из основных оружий. Его выступления были всегда убедительны и проникноВнвенны. Словом Фурманов владел не только как оратор, но и как публицист. Свыше ста ярких, зажигательных статей и очерков опубликовал он в годы гражданской войны на страницах парВнтийно-советской и армейской прессы: в газетах ВлРабочий крайВ» (Иваново), ВлКоммунаВ» (Самара), ВлСемиреченская правдаВ», ВлКрасное знамяВ» (Краснодар), ВлКрасный воинВ» (Тифлис), центральные ВлИзвестияВ», ВлПравдаВ» и др.
Находясь на Кубани, в начале 1921 года Фурманов активно занимается литературным творчеством. Он пишет пьесу ВлЗа коммунизмВ» и повесть ВлЗаписки обывателяВ». Если в первом произведении в центре внимания стоят люди коммунистической морали, беззаветно борющиеся за новую жизнь, то во втором автор разоблачает обывателей, стремящихся к личной выгоде.
В произведениях Фурманова эпохи гражданской войны (очерки, статьи, пьеса, повесть) ставились, чаще всего еще в форме ВлзаявокВ», такие вопросы и проблемы, которые будут занимать советских писателей, в том числе и самого Фурманова, в последующий период, когда советская литература станет набирать силу и создавать крупные эстеВнтические ценности и в поэзии, и в прозе, и в драматургии. Эти произведения характерны для начальВнного этапа развития советской литературы.
Для Фурманова годы гражданской войны были большой школой жизни, без которой немыслимо подлинно литературное творчество. Эта школа вооружила Фурманова прекрасным знанием революционной действительности, научила искусству глубокого классового анализа событий, дала неисчерпаемый запас наблюдений над людьми, творившими и защищавшими революцию.
Вместе с этим смотрят:
Жизнь и творчество Игоря СеверянинаЖизнь и творчество Мусы Джалиля
Жизнь и творчество Н. Н. Носова
Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова