Жизнь и творчество Н. Н. Носова

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н.Н.НОСОВА

Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальВнчик и начал в гимназии. После 1917 года гимназия была реВнорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирВнпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самоВнобразованием. Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановВнщик мультипликационных, научных, учебных картин. В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.

По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные расВнсказы для него и его приятелей-дошкольников.. ВлПостепенВнно я понял, что сочинять для детей тАФ наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное тАФ любви к ним. И уважеВнния. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно отноВнситься с самым большим и очень теплым уважениемВ», тАФ гоВнворил автор повести ВлВитя Малеев в школе и домаВ», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.

Первым рассказом Н.Н.Носова был ВлЗатейникиВ» (1938 год). Первая тоненькая книжка тАФ в 1945 году. НазыВнвалась она ВлТук-тук-тукВ». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: ВлДетгизВ» через год выпусВнтил в свет следующую книгу тАФ сборник рассказов ВлСтупеньВнкиВ». А далее? Далее по этим ступенькам одна за другой выхоВндили на широкий простор книги уже известного, крепко поВнлюбившегося и Влвеселого писателяВ», как называли и называют часто Н.Н.Носова: 1947 тАФ ВлВеселые рассказыВ»; 1951 тАФ ВлДневВнник Коли СиницынаВ»; 1953 тАФ сборник ВлНа горкеВ»; 1955 тАФ повесть ВлВеселаясемейкаВ»; 1956 тАФ ВлПряткиВ»; 1958 тАФ ВлВесеВнлые рассказы и повестиВ»; 1959 тАФ ВлНезнайка в Солнечном городеВ»; а в 1960 тАФ ВлПриключения Незнайки и его друзейВ» в серии ВлШкольная библиотекаВ». Книга включала повесть-сказВнку ВлПриключения Незнайки и его друзейВ» и роман-сказку ВлНезнайка в Солнечном городеВ».

Книги Н.Носова иллюстрировали самые разные художники: И.Семенов, Г.Вальк, Д.Бисти, Е.АфаВннасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В.Горяев и другие. ХудожВнник В.Горяев; обращаясь к детям и педагогам, не раз повтоВнрял такую мысль: ВлХудожественное творчество требует вдохВнновения. Его появление не всегда сразу объяснимо.. Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу. Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроение автора.. Вот возьВнмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаеВнтесь. На душе тАФ такое приятное чувство одушевленной встречи с хорошими людьмиВ».

Носова все называли ВлВеселым писателем. Может показаться странВнным, но в жизни (исключаю личную ее часть тАФ семью), в общении с детьми, в школах, с издателями, коллегами Н.Н.Носов никогда не давал повода сказать о нем Влвеселый человекВ». Он был сдержан, лукав, чаще задумчив, как бы сам в себе, краткословен, точен в оценках работ других писателей, критиков, доброжелателен. Улыбался чаще лишь глазами, то есть настроение его проявлялось во взгляде. И дети тАФ герои в его книгах тАФ не весельчаки, не скоморохи. Они деловиты. Они нормальные здоровые дети, живут отВнкрыто, увлеченно. Стремительно действуют и в игре, и в деВнлах своих. Естественно, что часто попадают в смешные сиВнтуации, закономерно хотят больше, чем могут, видят себя героями и в маленьком деле, ибо постоянно в состоянии жизВннерадостного роста. В состоянии развития, внутреннего двиВнжения. Вспомните стихи А.Л. Барто ВлЯ растуВ».

Нормальные, не изломанные жизнью, не больные (именВнно о таких рассказывает Н. Носов) дети, конечно, в своем вихре открытий, чаще всего так деятельны, что деятельность эта проВнявляет все нюансы противоречий между желанием и возможВнностями ребенка. Это порождает массу недоумений, вопроВнсов, удивлений. Все это чувствует и передает писатель, поэтоВнму его книги прежде всего глубоко правдивые произведения доброго, любящего человека, для которого детство самоценно. В нем все значимо. Все мило. Все дорого. Все приятно и, не побоимся слов, празднично, то есть весело. Детство тАФ счасВнтье. Задача взрослых тАФ понять это и сделать миг детства счасВнтливым, способствовать, чтобы праздничность детства сохраВннилась. Помочь ей перейти в отрочество, юность и задержать на всю жизнь.

Просто веселых людей много разного рода. Есть весельчаВнки, стремящиеся рассмешить детей плоскими и пошленькиВнми анекдотами или злыми, черными шутками. Например, можно назвать черным Влсмех наоборотВ» Г. Б. Остера. Этот смех сродни тому, как веселятся дети, увидев упавшую пожилую женщину, разбившую при этом бутылку с молоком, купленВнную, возможно, на последние деньги.. Н. Носов не старается рассмешить. Он показывает правдиво мир хороших, нормальВнных детей. Этот мир прекрасен. Этот счастливый мир богат светом, жаждой жизни и, конечно, юмором.

ВлЮмор тАФ это субъективная копия объективного комизВнма.. Юмор предполагает высокие эстетические идеалы, иначе неизбежно он девальвирует, теряет свой очищающий эфВнфект (катарсис), превращаясь в цинизм, пошлость, скабрезВнность. Не случайно классики мирового искусства У. ШексВнпир, Ч.Диккенс, А.П. Чехов, К.Чапек, Ч.Чаплин и др. неВнредко использовали свойственный юмору дружеский смех для выражения сущности положительных героев, раскрыВнтия за внешней комедийностью прекрасного, гуманистичесВнкого начала в человекеВ»' (подчеркнуто мною. тАФ Т.П.). ТаВнкова именно эстетика Н.Носова: за внешней комедийносВнтью он видит и помогает увидеть нам прекрасное, доброе в любимых писателем героях: Косте Шишкине, Мишке и Коле, которым так и не удалось насладиться своей кашей, в Вите Малееве и его друзьях, в Незнайке со всей его сказочно прекрасной компанией..

          Исследование ребенка. В 1972 году вышло любопытнейшее писательское исследование Н.Н. Носова ВлПовесть о моем  друге ИгореВ». Это тАФ вдумчиво проведенное, изящно представленное читателям изучение интеллектуального, духовного роста ребенка от первого года жизни до шести лет вклюВнчительно. Читать книгу редкостно интересно каждому, а учиВнтелю профессионально очень полезно. Полезно это и с детьми читать вместе (дома, в школе), и самим детям самостоятельВнно тАФ работает эффект заражения. Ребенок невольно сравнивает себя с реакциями героя, свои речевые возможности со  словами, с речью Игоря и закономерно сам развивается.. Нам  же здесь, опираясь на художественный дневник дедушки   Николая Николаевича Носова, надо сказать следующее об  эстетике его творчества.

    Покоряет более всего осознанное признание не только   равноправия детей и взрослых, но и приоритета детства   как этапа в становлении человека и как условия полноценной жизни взрослых. Не только в личном, но и в футурологическом, социальном, культурологическом плане. Писатель   анализировал силу и богатство Влволшебной страныВ» детства еще в начале своего творческого пути. Он начинал писать для взрослых, но не нашел свою тропу и признавался: попав  Влв волшебную страну детства.. увидел детство уже не в тумаВнне далекого прошлого.. а в непосредственной близостиВ».  ВлПризнаюсь, волшебная эта страна удивила меня, а творчество, как сказал один умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше, и чего, мне казалось, не замечалии другиеВ». Да, удивление и любовьтАФ два чувства-лейтмотива ВлПовести о моем друге ИгореВ». ЧиВнтаем первую зарисовку из этой книги. Называется она ВлДидяВ».

ВлВечер 31 декабря 1963 года. Я держу Игоря на руках перед наряВнженной новогодней елкой. Он тянется ручонками то к сверкающему стеклянному шару, то к светящейся лампочке и кричит, захлебываясь от восторга:

тАФ Дидя, ву! Дидя, ву-у!

Он называет меня не деда или дедя, как обычно зовут своих дедуВншек другие ребята его возраста. Я у него почему-то ВлдидяВ». Я не возраВнжаю против такого названия, наоборот, оно мне даже нравится. Во всяком случае тАФ оригинально. А поделиться радостью с другим тАФ разВнве это не проявление чувства дружбы, которое доступно ребенку уже в тот период, когда он начинает произносить свои первые слова?В»

Конечно, было бы интересно поразмышлять об уровне, интенсивности развития Игоря, о развитии его способности анализировать, сравнивать различные предметы, факты. Книга дает обильный материал для раскрытия возрастной психолоВнгии ребенка и в год, и в два, и в 3, 5.. Надеюсь, что вы, уважаемый коллега, прочтете всю повесть об Игоре и подуВнмаете над этими и другими вопросами, которые возникнут при чтении картинок из жизни внука Н.Н. Носова. Здесь же, полагаю, необходимо заметить, что и это специфическое проВнизведение писателя убеждает: ему свойственно трудно опреВнделимое одним словом особое внимание тАФ доверие к ребенВнку, которого он изучает. Ребенок для писателя Н.Н.Носова - субъект, а не отстраненный от художника-исследователя объект.  

Н. Носов ничего не описывает. Он рассказывает. ПредВнлагает читателю свою, любовью согретую аналитическую инВнформацию о своем герое. И приглашает своего читателя наВнрисовать, вообразить, создать свою Влсубъективную копиюВ».

Особенности юмора. Отбор вопросов Игоря, его реакций на рассказы, на замечания взрослых; внимание к слову, произнесенному ребенком, и к его интонации, к взгляду, улыбке тАФ все это интуитивно включенная наблюдательность, свойственная художнику, рожденному стать именно детским писателем. Отмеченное характерно и для тех рассказов, поВнвестей, которые Н.Н.Носов написал от имени созданных им персонажей: например, Коля в рассказах ВлМишкина кашаВ», ВлТелефонВ».. Интересно, что мальчишка-рассказчик легко ассоциируется с Н.Н.Носовым. Он выступает, таким образом, и автором и лирическим героем. Писатель не забавляет своеВнго читателя. Не забавляется своим рассказом и Коля, повестВнвующий обо всем так точно и зримо, как может это делать лишь участник происходящего. Рассказчик вполне серьезен, нисколько не пыжится, чтобы понравиться нам. Да и так ли уж весело было в тот вечер на даче, когда мальчишки остаВнлись одни: крупа вылезает и вылезает из кастрюли, воды больВнше нет, ведро уже в колодце, а Мишка предлагает и самовар использовать в качестве черпака воды из колодца.. И темно уже. И мамы нет. И есть хочется..

Перед нами специфическое переживание противоречивосВнти происходящего: в нем и страх, и обида из-за несостоятельВнности столь уверенного в себе Мишки; и растерянность перед сыплющимися одна за другой неудачами.. Смешное и серьезВнное переплетаются. В смешном же преобладает позитивное начало и в поведении Мишки (он ведь не по злому умыслу все делает не так), и в реакции Коли: он понимает друга, разделяВнет его растерянность, готов помочь ему, хотя и боится предВнстоящего объяснения с мамой. В его состоянии преобладает высокое нравственное начало. Этим и определяется ВлсочувстВнвенныйВ» комизм ситуации, именно юмористическая интонаВнция повествования. Полемизируя с теми, кто видел в творчеВнстве Н.Н.Носова программируемую веселость (Влвеселый пиВнсательВ»), он утверждал: ВлДействительная причина смешного не во внешних обстоятельствах, ситуациях, положениях, соотВнветствиях и несоответствиях, а коренится в самих людях, в человеческих характерах.

..Некоторые теоретики, не углубляясь в существо дела и видя причины смеха во внешних обстоятельствах, а не в хаВнрактерах героев, приходят к отысканию внешних признаков смешного, то есть так называемых приемов, способов, шабВнлонов и пр., которыми и рекомендуют руководствоваться при сочинении юмористических произведений. Нужно отметить, что если при помощи этих приемов и можно создавать каВнкие-либо произведения, то только поверхностные, неглубоВнкие, то есть такие, в которые правда жизни может попасть лишь случайноВ».

Фабула рассказа ВлМишкина кашаВ» обыденна: мама Коли уезжает на два дня, оставляя сына и его друга похозяйничать самостоятельно. Ребята ничуть не опечалены: ВлЧего там не суметь!В» тАФ приготовить обед; ВлЧего там ее варить!В» тАФ говоВнрит Мишка, удивляясь, что мама друга пытается еще что-то объяснить о том, как варят кашу, беспокоится, что дети не сумеют. Главное здесь увидеть, что Мишка вовсе не хвастун. Он просто не может представить, что не справится с такой ерундой тАФ сварить кашу. Он человек беспокойный, энергичВнный, реактивный, готов к риску, призван быть открыватеВнлем. С энергичной беспечной уверенностью он и берется ваВнрить кашу. И.. спотыкается: каша начинает выползать из кастрюли. Мишка отбавляет размокшую крупу в тарелки, доливает воды, но она все ползет и ползет.. ВлВзявшись за гуж, не говори, что не дюжВ». Мишка, конечно, чуточку расВнтерялся, но продолжает увлеченно выполнять взятую на себя роль. Вслушаемся в диалог героев. Коля говорит:

Вл тАФ Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.

тАФ Да, тАФ говорит Мишка, тАФ кажется, я немного много крупы переВнложил. Это все ты виноват: ВлКлади, говорит, побольше. Есть хочетВнся!В»..

Я не вытерпел и говорю:

тАФ Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить!

тАФ А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел..В»

Здесь все изумительно точно: смущенный, даже растерянВнный Коля и ни секунды не сомневающийся в успехе Мишка. Какой изумительный бросок мысли в сторону ресторана: не только переключение внимания собеседника, но и поднятие планки трудности выполняемой работы. А ситуация все усВнложняется. ВлВытащив по кружке воды, напились. Мишка говорит: ВлКогда пить хочется, так кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уж не хочется, потому что люди от природы жадВнные..В» Мишка понял провал. Он молчаливо исполняет предВнложения Коли, близкие к распоряжению: приносит кастрюВнлю с кашей к колодцу, чтобы прямо в нее наливать воду, а не бегать с кружкой в дом. А Коля, не заметив кастрюлю, чуть не столкнул ее в колодец и уже откровенно сердится. ВлАх ты, растяпа! тАФ говорю. тАФ Зачем мне кастрюлю под локоть суВннул? Возьми ее в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец. Мишка взял кастрюлю и отошел от колодца..В» В этот кульминационный момент Мишка особо выразиВнтелен уже тем, что сконфужен и посрамлен. Но он готов к дальнейшим действиям и реализует свою готовность: жарит-сжигает пескарей. А после этого спрашивает друга: ВлНу, тАФ говорит Мишка, тАФ что теперь жарить будем?В» ВлКак хорошо. Просто здорово. Мишка не растерялся. Никогда нельзя теВнряться. Конечно, Мишке туговато. Но зато он узнал, что КолькатАФдруг, верит ему, а сам он на ошибках характер укреВнпил. Я думаю, он сильный. Мало ли что не вышло. Главное тАФ не отступилВ», тАФ так ответил на вопрос ВлЧто можно сказать о Мишкином характере?В» второклассник Дмитрий. Дети чувВнствуют: Мишка тАФ полнокровный деятельный человек. В его действиях нет внутреннего конфликта между желанием что-то сделать и непригодностью человека к делу. Здесь перед нами упорное движение вперед к знанию. К пониманию. Самодвижение, самоопределение при сохранении веры в свои силы, если нравственна цель. Поэтому так естествен одобриВнтельный смех, смех-радость, которым, как правило, и реагиВнруют дети на чтение этого и других произведений о Мишке и его друге Коле.

В 1949 году Н.Н.Носов написал повесть ВлВеселая семейВнкаВ», читатели которой узнают о совершенно необычном деле Мишки и его друга Коли: они придумали, смастерили инкуВнбатор и вывели цыплят. Такое большое дело, конечно, не могло обойтись без приключений. Однако и здесь главное тАФ процесс деятельности: поиск тАФ ошибки тАФ поиск. ИзобретаВнтельность, увлеченность, помноженные на упорную потребВнность нового знания. Открытия. Инкубатор и был началом пути в незнаемое: Вл тАФ Инкубатор сделали? Вот чудеса! Да зачем вам инкубатор понадобился?

тАФ Ну, чтоб цыплят выводить.

тАФ А цыплята зачем?

тАФ Так просто, тАФ говорит Мишка. тАФ Без цыплят как-то скучно..В» Через год после выхода в свет ВлВеселой семейкиВ» можно было уже прочитать новую повесть: ВлДневник Коли СиницынаВ». Мальчишки-энтузиасты опять увлечены новым очень интересным и совершенно необходимым полезным деВнлом: весь класс вместе с учительницей стали пчеловодами. Эти повести были в годы их выхода в свет, мало сказать тАФ актуальВнны, но тАФ злободневны. Тогда подростки городских и сельских школ старались внести заметный, практически значимый вклад в восстанавливаемое после военной разрухи хозяйство. СельВнские школьники проводили эксперименты с целью вывести более устойчивые и плодоносные урожаи полевых и овощных культур. Ухаживали за молодняком в колхозных конюшнях, разводили кроликов.. И в литературе для взрослых были популярны ВлпроизводственныйВ» роман, рассказ, очерк.. Как это бывало в разные времена, социально актуальная тема привлеВнкала не только талантливых литераторов. Выходило немало книг, в которых человек с его радостями и болями терялся в описаВннии производства. Техника, машина заслоняли человека.

Приятно отметить, что названная ВлболезньВ» меньше заВнхватила литературу для детей. Повесть Н.Н.Носова тАФ убедиВнтельное тому подтверждение. Здесь предметом художественВнного исследования остается движение мысли, чувствований героев, занятых полезным делом. В ВлВеселой семейкеВ» есть сведения о том, как сделать инкубатор. Но клубок переживаВнний вытекает не из этих конкретных практических знаний. Он закручивается в ситуациях эмоциональных взаимодейстВнвий героев, правда, связанных с вопросом ВлБыть или не быть цыплятам?В» Как дежурят мальчишки у инкубатора, откроВнвенны ли они в своих рассказах об этом и других делах, то есть человеческие самопроявления детей являются в произВнведении главными. Мальчишки начинают понимать значиВнмость личной ответственности за общее дело, испытывают чувство самоуважения, найдя в себе силу признаться, что ВлзаВнснул во время дежурстваВ», переживают обостренное чувство общей радости и общего беспокойства. В этом и заключен главный смысл произведений.

Одним из центральных объектов ВлпроизводственнойВ» наВнправленности литературы для детей в 50-е годы был учебный процесс, ибо учение тАФ главная трудовая деятельность учаВнщегося человека. В главе первой данного раздела сказано: в эти годы возникла и теоретическая концепция Влшкольной повестиВ». Н.Н.Носов и в этом направлении проложил свой путь. Его повесть ВлВитя Малеев в школе и домаВ» (1951) была художественным открытием огромных творческих потенций таланта писателя и найденного им подхода к художественноВнму раскрытию процесса школьного учения. Во-первых, с поВнзиций анализа его воспитательной направленности, значиВнмости для образования нового человека тАФ творца, человека своего времени, вобравшего в себя все то лучшее, что было создано в предыдущие века и тысячелетия. Во-вторых, с поВнзиций выявления разнообразных связей учебно-воспитательВнного, то есть всего образовательного, процесса как части обВнщекультурного развития общества тАФ проявления школьных дел в аспекте данной конкретно-исторической ситуации. В третьих, с позиций движения самой системы школьной и внешкольной учебной и воспитательной деятельности как этапа в истории отечественной культуры и образования. Редкостная удача Н. Носова, создавшего повесть о Вите МаВнлееве, позволяет сказать еще и еще раз: в искусстве успех опреВнделяется не материалом, на основе которого создано произвеВндение, а именно талантом интеллигентного, любящего детей творца. Материал повести очень обычен: пионерские сборы, нравственные разговоры учителя с учениками. Ничего исклюВнчительного. А повесть интересна была тогда, в 50-е годы, увлеВнкательна и сегодня, потому что в произведении нарисована реВнальная, непридуманная жизнь обычных живых, инициативных мальчишек. Потому что раскрыты их характеры в динамике, показаны такие искренние, иногда наивные, а иногда и сложВнные мотивы их действий. Потому что Витя Малеев и его друзья, симпатичные люди. Они надежны, хотя далеко не паиньки. Костя Шишкин, например, советует Вите использовать опыт Мити Круглова в разговоре с мамой, чтобы уберечь себя от ее гнева, когда в дневнике двойка. Митя Круглов действует так:

ВлНапример, приходит и говорит матери:

ВлЗнаешь, у нас Петров сегодня получил двойкуВ».

Вот мать и начнет этого Петрова пробирать:

ВлИ такой он и сякой. Родители его стараются, чтоб из него человек вышел, а он не учится, двойки получаетВ».

А Круглов подождет, пока мать все выскажет, и снова говорит:

ВлГаврилову сегодня тоже двойку поставилиВ».

Вот мать и начнет отчитывать Гаврилова, только бранит его уже меньше. Круглов, как только увидит, что мать уже устала браниться, возьмет и скажет:

ВлУ нас сегодня просто день такой несчастливый. Мне тоже двойку поставилиВ».

Ну мать ему только и скажет:

ВлБолван!В»

тАФ Видать, этот Круглов у вас был очень умный, тАФ сказал я.

тАФ Да, тАФ сказал Шишкин, тАФ очень умный. Он часто получал двойВнки и каждый раз выдумывал разные истории, чтоб мать не бранила слишком строгоВ».

Действительно, Влэтот КругловВ» не вызывает отрицательВнных эмоций. Конечно, было бы, видимо, лучше, если бы он двоек не получал. Но какая фантазия! Каждый раз придумыВнвал что-то смягчающее ситуацию. Изобретателен ум мальВнчишки! Куда направлен? Это уже другой вопрос. Но сама по себе эта, как и многие другие истории в жизни героев повесВнти, и непринужденна, и забавна, точнее, занимательна.

Еще в дошкольном возрасте большинство детей знакоВнмятся с ВлФантазерамиВ» Н.Н.Носова. Мальчишки в этом рассказе соперничают в выдумках. При этом, как и в советах Кости Шишкина, каждая выдумка должна иметь правдопоВндобное обоснование. Обращение к фантазии свойственно было человеку извечно. На этом основано народное творчество всех видов и жанров. Немало случаев, когда фантазия выбирает героев, увиденных как бы через уменьшительное стекло: мальВнчик с пальчик, Лутонюшка в русских сказках, андерсеновВнская Дюймовочка.. В скандинавских сагах живет неутомиВнмый народ гномы тАФ своеобразные прародители сказочных героев Толкиена. Джонатан Свифт придумал свою Лилипутию тАФ насмешливый снимок пороков современного ему обВнщества. В Италии тАФ известный ВлПиноккиоВ» К. Коллоди и герои сказочных книг Джанни Родари. Славный Пиноккио имеет друга в России тАФ замечательного выдумщика Буратино. В русской литературе еще в прошлом веке начал свою жизнь Мурзилка, ставший в нашем веке одним из самых любимых журналов.

В этот ряд легко и уверенно встает придуманный Н. НосоВнвым Незнайка с большим числом своих друзей: ВлПриключеВнния Незнайки и его друзейВ» (1954); ВлНезнайка в Солнечном городеВ» (1958); ВлНезнайка на ЛунеВ» (1965). Шестнадцать друВнзей-коротышек покоряют читателей прежде всего именно тем, что живут Влпо правдеВ», как настоящие дети. Они не могут, не хотят быть, действовать в одиночку и дружно объединяются, что очень свойственно детям. Устройство Цветочного, ЗелеВнного, Солнечного городов, где живут коротышки, тАФ это спраВнведливое устройство городов детей: здесь господствует спраВнведливость. Никто не посягает на свободу другого, все трудоВнлюбивы, изобретательны, любят мастерство, искусство. Из этого и вытекает благотворная мораль. Не случайно, когда вышла еще только первая часть трилогии, Юрий Олеша, авВнтор всемирно известной сказки о ВлТрех толстякахВ», убежденВнно и с удовольствием сказал: ВлВот это для детей!В»

Теплые чувства писателя очевидны даже в интоВннации разговора Незнайки с другими коротышками. ДобВнрые намерения своего героя Н.Н.Носов не скрывает. РабоВнтает, очевидно, закон косвенного, а не прямолинейного расВнкрытия характера героя. Незнайка естествен в отзывчивости, готов помочь товарищам в любой беде. А его собственные ошибки все как-то обусловлены ситуацией, стечением слуВнчайностей, обстоятельствами. Он, конечно, не прочь приВнхвастнуть, представить себя героем, особенно перед девочкаВнми. А кто этого не хочет? Вспомним, например, диалог о воздушном шаре.

Вл тАФ Скажите, пожалуйста, кто это придумал на воздушном шаре летать?

тАФ Это я, тАФ ответил Незнайка, изо всех сил работая челюстями и стараясь поскорее прожевать кусок пирога.

тАФ Да что вы говорите! Неужели вы? тАФ послышались со всех сторон возгласы.

тАФ Честное слово, я! Вот не сойти с места! тАФ поклялся Незнайка и чуть не поперхнулся пирогом.

тАФ Вот интересно! Расскажите, пожалуйста, об этом, тАФ попросила Кубышка.

тАФ Ну что тут рассказывать.. тАФ развел Незнайка руками. тАФ Меня давно просили наши малыши что-нибудь придумать: ВлПридумай что-нибудь, братец, да придумайВ». Я. говорю: ВлМне, братцы, уже надоело придумывать. Сами придумайтеВ». Они говорят: ВлГде уж нам! Мы ведь глупенькие, а ты умный. Что тебе стоит? Придумай!В» тАФ ВлНу, ладно, тАФ говорю. тАФ Что с вами делать! ПридумаюВ». И стал думать.. Думал я три дня и три ночи, и что бы вы думали? Придумал-таки! ВлВот, тАФ говорю, тАФ братцы: будет вам шар!В» И сделал шар. Про меня даже поэт Цветик.. есть у нас такой поэт.. стихи сочинил: ВлНаш Незнайка шар придуВнмал..В» Или нет: ВлПридумал шар Незнайка наш..В» Или нет: ВлНаш шар придумал Незнайка..В» Нет, забыл! Про меня, знаете, много стихов соВнчиняют, не упомнишь их всеВ».

Далее события развертываются в духе Мюнхгаузена:

ВлВдруг тАФ бум! Не летим выше. Смотрим тАФ на облако наскоВнчили. Что делать? Взяли топор, прорубили в облаке дырку. Опять вверх полетели..В» Прекрасно. Кому же не понравится эта буйная фантазия, пронизанная абсолютной уверенносВнтью: все так было! Или тАФ все так могло быть! Незнайка тем и хорош, тем и убедителен, что передает свойства реальных человеческих малышей. А те видят в нем своего родного, близВнкого человека.

Очень интересно проанализировать игру имен, выразительность речи разных малышей, их реакции на различные проделки. Вся жизнь коротышек преподносит забавный урок нравстВнвенности. Борьба за свободу от гнета злых коротышек-эксВнплуататоров тоже увлекает как идеей, гуманистическим смысВнлом, так и примером наших маленьких героев. Все малышки и, конечно, Незнайка набираются опыта, ума, вырастают внутренне. Всем понятна тягчайшая болезнь Незнайки тАФ тоска по родине: возвратясь в Цветочный город, он целует родную землю. Уроки Незнайки и его друзей, разумеется, вбирают в себя и дети-читатели.

Cписок используемой литературы.

  1. Детская литература // под ред. Е.Е. Зубаревой М. , 1985 г.
  2. Детская литература // под ред. А. В. Терновского М., 1977 г.
  3. Русская литература для детей. // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998г.

Вместе с этим смотрят:

Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова
Жизнь и творчество Николая Семеновича Лескова
Житие как жанр древнерусской литературы
Журнально-публицистическая деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина