Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НЕКРАСОВА
Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Винницкой области. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. С 1832 Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839тАФ 1840 считался вольнослушателем). Лишившись поддержки отца, будущий поэт вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. С 1838 он начал печатать стихи. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов тАЬМечты и звукитАЭ, встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово тАЬне умереть на чердакетАЭ и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. тАЬУму непостижимо, сколько я работалтАЭ, тАФ вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале тАЬПантеон ..тАЭ, с 1841тАФ в тАЬЛитературной газететАЭ и тАЬОтечественных запискахтАЭ. В 1842тАФ 1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с тАЬлитературной подёнщинойтАЭ (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк тАЬПетербургские углытАЭ, 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как тАЬповорот к правдетАЭ; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием (тАЬВ дорогетАЭ, тАЬРодинатАЭ). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в тАЬСовременникетАЭ; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы тАЬ с продолжениемтАЭ (тАЬТри страны светатАЭ, 1848тАФ49, и тАЬМёртвое озеротАЭ, 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; тАЬ..все симпатии его были на стороне ЧернышевскоготАЭ,тАФ указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. тАЬТолько благодаря его великому уму,тАФ вспоминал Чернышевский,тАФ высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писалтАЭ.
Некрасов ста поистине народным поэтом, сатириком, обличителем тАЬверховтАЭ, заступником угнетённой деревни. Идейное общение с тАЬновыми людьмитАЭ в тАЬСовременникетАЭ помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью (тАЬПоэт и гражданинтАЭ, тАЬРазмышления у парадного подъездатАЭ, тАЬПесня ЕрёмушкетАЭ, тАЬО погодетАЭ, тАЬПлач детейтАЭ). В 1856 вышел сборник Некрасова тАЬСтихотворениятАЭ, воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859тАФ 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи (тАЬДуматАЭ, ПохоронытАЭ, тАЬКалистраттАЭ) и поэмы (тАЬКрестьянские детитАЭ, 1861; тАЬКоробейникитАЭ, 1861; тАЬМороз, Красный ностАЭ, 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу тАЬгрозил неумолимый роктАЭ, Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьёва. Это была ошибка (тАЬзвук неверныйтАЭ), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни (тАЬПрости меня, о родина! прости!..тАЭ).
Некрасову удалось взять в свои руки тАЬОтечественные запискитАЭ в 1868 году. Он опубликовал здесь главы поэмы тАЬКому на Руси жить хорошотАЭ, поэмы о декабристах тАЬДедушкатАЭ (1870) и тАЬРусские женщинытАЭ (1872тАФ73), сатиру тАЬСовременникитАЭ (1875тАФ76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось тАЬхождение в народтАЭ. Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед самоотверженностью, звал к подвигу (тАЬСеятелямтАЭ, 1876, опубликовано в 1877). Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал тАЬпоследние песнитАЭ, в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей тАЬмузетАЭ: тАЬСестра народа тАФ и моятАЭ. Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества тАЬЗемля и волятАЭ выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.
Подготовленная предшествующим развитием русской литературы, поэзия Некрасова впитала традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. тАЬЯ лиру посвятил народу своемутАЭ,тАФ сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова - от ранних стихотворений тАЬТройкатАЭ и тАЬРодинатАЭ до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя (тАЬРазмышления у парадного подъездатАЭ, тАЬОрина, мать солдатскаятАЭ, тАЬПир на весь миртАЭ) и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей частью крестьянства (тАЬЧем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпелтАЭ?). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:
тАЬТы и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!тАЭ.
Всё, о чём бы ни писал Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. В тАЬЖелезной дорогетАЭ (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом (тАЬРыцарь на частАЭ, 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках тАФ тАЬКнягиня ВолконскаятАЭ, тАЬКнягиня ТрубецкаятАЭ. В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными народническими идеалами 70-х гг. Поэма тАЬКому на Руси жить хорошотАЭ (1866тАФ76) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.
Важнейшей чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах (тАЬСовременная одатАЭ, тАЬКолыбельная песнятАЭ) переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати (тАЬГазетнаятАЭ, тАЬПесни о свободном словетАЭ, тАЬСудтАЭ). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма тАЬНедавнее времятАЭ (1871) и тАЬСовременникитАЭ (1875 тАФ 1876); в центре второй из них тАФ фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображённых со щедринской силой.
Некрасов, будучи глубоко национальным поэтом широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
Ещё при жизни поэта многие стихи Некрасова стали народными песнями, которые поются доныне (тАЬКоробушкатАЭ, тАЬМеж высоких хлебов..тАЭ и других). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский (тАЬКалистраттАЭ, тАЬПесня ЕрёмушкетАЭ), Ц.А. Кюи (тАЬМолодыетАЭ, тАЬСват и женихтАЭ, тАЬВнимая ужасам войнытАЭ, тАЬКатеринатАЭ), С.И. Танеев (тАЬБьётся сердце беспокойноетАЭ).
Ещё в дореволюционные годы марксистское литературоведение (Г.В. Плеханов и др.) начало разработку наследия Некрасова. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещённых или искажённых царской цензурой.
Умер Некрасов в Петербурге 27 декабря 1877 года.
Вместе с этим смотрят:
Жизнь и творчество Николая Семеновича ЛесковаЖитие как жанр древнерусской литературы
Журнально-публицистическая деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина
Заглавия книг А. А. Ахматовой как метатекст