Проза Виктории Токаревой

Проза Виктории Токаревой

Содержание

  1. тАЬЖенская прозатАЭ тАУ тАЬновая волнатАЭ в литературе
  2. Проза Виктории Токаревой.
  3. Произведения Токаревой тАУ книги тАЬо жизни

а)        Рассказы помогают найти ответы на многие вопросы

б)        Проблематика произведений обширна

  1. Особенности, темы и идеи рассказов Токаревой

а)        тАЬЯ есть. Ты есть. Он естьтАЭ тАУ проблема взаимоотношений

б)        Сильная женщина в рассказе тАЬИнфузория-туфелькатАЭ

в)        Человек, стоящий посередине, в рассказе тАЬДень без враньятАЭ.

  1. Особенности женской психологии.
  2. Адресат прозы Токаревой

Основные тенденции женщин

Список литературы

Ва

Литература новой волны, появившаяся в 70-х годах, была неоднородна. Авторов зачастую объединяла лишь хронология появления их произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм. Среди произведений тАЬновой волнытАЭ появились такое течение как тАЬженская прозатАЭ.

К тАЬженской прозетАЭ стали относить произведения В.Токаревой, Л.Петрушевской, Г.Щербаковой, Т.Толстой. Но это явление до сих пор не исследовано, критической литературы почти нет, хотя эта проза уже заняла свою нишу в русской литературе, у нее много читателей и почитателей.

В джанной работе будут исследоваться произведения Виктории Токаревой. Причина такого выбора в том, что Виктория Токарева показывает реальный современный мир, мир, в котором мы живем. Она пишет в основном повести и рассказы о семье, о любви, о смерти, о предательстве, рассказывает о судьбах разных людей.

Целью исследования является анализ произведений Виктории Токаревой, написанных в разные годы.

тАЬДень без враньятАЭ - первый рассказ Токаревой - был напечатан в 1964 году. Сейчас она известна не только как автор ярких, остросюжетных повестей и рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям были сняты и получили широкое признание фильмы и телеспектакли, например, тАЬУроки литературытАЭ, тАЬМиминотАЭ, тАЬДжентльмены удачитАЭ, тАЬМежду небом и землейтАЭ и другие. В 1993 году Виктория Токарева была принята в члены элитарного столичного тАЬПен-клубатАЭ, устав которого не разрешает участие в каком-либо другом творческом объединении.

Впервые трехтомник Токаревой увидел свет в 1994, но рассказы и повести Виктории Токаревой охватывают довольно большой период: от середины 80-х, когда СССР еще более или менее прочно стоял на ногах, до начала 90-х, когда рынок пришел в Россию, заставив опытного врага подрабатывать реставрацией икон.

Ее произведения ценны тем, что они помогают читателям, еще не до конца разобравшимся в условиях новой жизни, найти ответы на многие вопросы.

У каждого рассказа или повести есть какие-то особенности, но их жанр можно определить как бытовое произведение с частыми философскими отступлениями. В этих произведениях идет речь о поведении людей в экстремальных ситуациях: жена узнает о многолетнем романе мужа с другой женщиной; мать узнает о женитьбе сына уже как о состоявшемся и совершенно неожиданном факте; человек решает не врать даже в мелочах и никого не бояться.

В произведениях Виктории Токаревой обширная проблематика: она пишет об отношении людей к правде и ко лжи, о любви и чувстве долга, о доме-крепости. Также поднимаются такие проблемы как взаимоотношения между представителями разных поколений, семья и развлечения мира, смысл жизни, ужасные условия жизни в России и нежелание уезжать в другую страну.

Герои произведений Токаревой - простые люди, их жизнь меняется по каким-либо причинам. Все они находят наиболее удобный для себя способ существования в это мире, стационарное положение, которое позволяет в новом свете увидеть плюсы и минусы своей жизни. Мало кто из них был счастливым человеком. В своих произведениях Виктория Токарева рассказывает в основном о судьбах современных женщин, женщин 80-х-90-х годов.

Проанализируем повесть тАЬЯ есть. Ты есть. Он естьтАЭ. В этой повести писательница показывает жизнь и любовь сына глазами матери. Анна тАУ мать-одиночка, ждет своего взрослого сына Олега с работы. А Олег праздновал в ресторане свою женитьбу на студентке Ирине. Взаимоотношения между Анной и Ириной не складываются. И спустя несколько месяцев молодожены переехали, и Олег не виделся с матерью более полугода, пока не произошла авария. Ира осталась калекой. Олег попросил мать ухаживать за женой, а чуть позже он стал встречаться с другой женщиной, со своей коллегой.

Название повести тАЬЯ есть. Ты есть. Он естьтАЭ уже настраивает читателя на жестокую борьбу, в которой каждый борется за себя: мать, опекающая своего взрослого сына, Олег, оправдывая себя и свой поступок фразой: тАЬЯ боролся за свою любовьтАЭ. Мать уже не допустила один его брак, и все же он не имел права тАЬеетАж задвинуть под диван, как пыльный тапоктАЭ.

Героиня проводит параллель между своим поступком в молодости, отношением к свекрови и действиями сына, и все становится на свои места. Такие фразы: тАЬТы им не нужна. Но ты им необходиматАЭ, тАЬВедь вы любите его для себя, чтобы вам было хорошо, а не емутАЭ, - привели к размышлению отношений матери и сына.

Жизнь Анны после этого потеряла всякий смысл, но вскоре Олег вынужден был прийти к матери за помощью, осознав, что у него нет никого, кроме нее. Анна приняла сына, они снова вместе, сын и мать, а сострадание, порожденное отсутствующим взглядом Ирины, тАЬсъело ненависть, как солнце съедает снег. Осталась влажная пустотатАЭ. Мать взяла на себя все заботы, создала для сына все условия, и он, попав в сети Петраковой, пришел к такой мысли: тАЬТолько в этом доме он - бог. БогочеловектАЭ. Но Петраковой удалось больше, чем Ирине - тАЬОлега заглотнули вместе с каблукамитАЭ. Мать уже окончательно потеряла сына, но долгие заботы об Ирине дали ей право на новую семью, в которой будут она, Ирина, вернувшаяся на тАЬземную планетутАЭ и собака Дин, воспринимающая теплое и ясное состояние Анны.

Виктория Токарева поднимает в повести и другие вопросы: невосприимчивость счастливого человека к чужой доле, одиночество людей в несчастье, родители тАУ обработанный материал, закон бумеранга, засорение атмосферы бурыми испарениями человеческого зла, город и уединение, общество конца ХХ и ХIХ веков, Родина и карьера.

Писательница очень любит использовать различные литературные приемы. Часто встречаются метафоры: тАЬбурые испарениятАЭ, тАЬБыло больно. Как дверью по лицутАЭ, тАЬДень нанизывался на другой день, как шашлык на шампуртАЭ, тАЬСемь месяцев. За это время может родиться ребеноктАЭ, тАЬСострадание съело ненависть, как солнце съедает снегтАЭ.

В рассказе тАЬИнфузория-туфелькатАЭ показаны действия жены после того, как она узнала о присутствии в жизни мужа другой женщины. Марьяна все свои силы направила на создание дома-крепости, в котором ни одному из членов ее семьи не будет ничто и никто угрожать. Отсутствие какой-либо работы, кроме домашнего хозяйства, привело к тому, что она слишком много внимания уделяла сыну и мужу. Ей удалось создать видимость идеальной семьи и самой же поверить в это. Но случайно подслушанный разговор привел к появлению в ее крепости Афганки, у которой был роман с ее мужем, длившийся уже шестнадцать лет. Первыми в голову пришли мысли о самоубийстве, но страх за судьбу сына пересилил; потом пришли мысли о необходимости выгнать Аркадия из дома, но возможные материальные трудности заставили задуматься о том, какими словами она будет выгонять мужа, чтобы не сильно обидеть его. В конце концов, она так и не выгнала Аркадия, а решила бороться с Афганкой более вкусной едой, более тщательной уборкой, своей еже большей беспомощностью, зависимостью и тАЬинфузористостьютАЭ. Решительность Марьяны показывают такие слова: тАЬсмертельная схватка с ТойтАЭ, тАЬи ночь, как война, в которой Марьяна дралась за свой дом, как солдат в захватнической войнетАЭ.

Проблемой Марьяны были ее фантазии. Сын ходит в начальную школу и расстраивается из-за двойки, а она видит у него симптомы белокровия, думает о возможной гражданской войны, о жестокости детей, которые только и делают что тАЬсуют друг другу палки в глазатАЭ.

Каждый раз, когда она видела мужа или сына, у нее тАЬмерзли ноги, на голове волосы вставали дыбом. Хоть и знала тАУ все в порядкетАЭ. Она думала, что существует на другом тАЬболее высоком уровнетАЭ и что советские торты нельзя есть, но и ей пришлось съесть свой кусочек торта тАЬс тяжелым жирным кремомтАЭ, и к ней, как и ко всем, пришла беда.

Аркадию нужно было выплеснуть свои эмоции, поэтому он изменял ей. В его жизни с Марьяной, такой правильной и размеренной, не могло быть взрыва чувств, в противном случае она бы извела себя чувством вины. Встречи с Афганкой давали ему силы терпеть обилие внимания со стороны своей жены. Марьяна очень боялась за будущее своего сына, которому придется жить тАЬв такой странетАЭ, где в школах воруют куртки, дети уже в начальных классах выражаются нецензурными словами; процветает преступность; равнодушное общество; на конвертах сначала пишут страну. тАЬДругой страны Марьяна не хотела. Но она хотела, чтобы в ее большом доме был порядоктАЭ.

Один день из жизни учителя французского языка описывается в рассказе тАЬДень без враньятАЭ. Этот учитель решает провести без вранья и страха. Его искренность сбила с толку контролершу в автобусе. Никто из взрослых собеседников не принял его всерьез. И только ученики поняли своего учителя верно. Это произведение открывает нам глаза на то, что люди с возрастом привыкают к окружающей их лжи и не могут достойно встретиться с правдой.

Валентина Николаевича - так звали учителя - во время урока посетила мысль: тАЬИм по двенадцать, и у них все впереди. А у меня все на серединетАЭ. Валентин Николаевич все еще остался посередине, и это уже неплохой результат, и слова о том, что завтра он собирается тАЬломать свою жизньтАЭ, дают надежду на его окончательный возврат на начальные позиции, возможно, он даже осилит поездку в степь.

тАЬЯ редко встречаю людей, которые хотят казаться тем, что они есть на самом делетАЭ, - такая мысль посещает Валентина Николаевича. И действительно, он сам не хотел брать в столовой сосиски, так как не умел их правильно есть и не хотел обнаруживать перед завучем свою неуклюжесть.

Женская психология особенно хорошо и точно удается Виктории Токаревой. Она исследует последовательность мыслей женщины, ее логику. Если мужчина в случае опасности превращает в поле боя целые города, то женщина старается действовать лишь в границах своих владении: дома, семьи, но ее гнев даже на таком небольшом пространстве приводит к ощутимым результатам.

Очень большое внимание уделяется таким понятиям, как семья, дом, верность, муж, жена и любовница, неверность, жертва ради любви, карьера, личная жизнь тАУ в этом проявляется женский взгляд. Даже страна описывается не с точки зрения политики, отношения с внешним миром, а описанием ситуации в школе, в интернатах, на улице, в такси, даже с точки зрения особенностей советского торта.

В истории литературы явно видно, что произведения писали больше мужчины, и назвать имена даже нескольких писательниц тАУ дело довольно непростое. Но тАЬженская прозатАЭ всегда занимала особое место в литературе - ни один мужчина, даже гений, не увидит мир так, как видит и воспринимает его женщина. Если один характер изобразят мужчина и женщина, то это будут абсолютно разные портреты. Особенности психологии играют огромную роль. Только сопоставив оба портрета можно получить изображение. То же и с событиями.

Творчество Виктории Токаревой отличается большой чувственностью. Роль ее произведений огромна, так как мир домохозяек, жен, матерей ничуть не скучнее жизни мужчин. Кроме того, конкуренция женщин во всех жанрах литературы идет только на пользу читателю.

Произведения Виктории Токаревой тАУ тАЬлитература для домохозяектАЭ - так считает критик Римма Вейли считает. Этот термин появился в контрасте жестокого взаимосцепления тАЬчитательский спрос тАУ рынок предложениятАЭ. Внутреннее содержание самого понятия тАЬлитература для домохозяектАЭ традиционно подразумевалось негативным, так как в художественном отношении феномен подобной литературы мыслился набором тАЬпсевдотАЭ: псевдогерои, псевдомелодраматические коллизии, воплощенные к тому же так называемым тАЬсреднедоступнымтАЭ языком. Именно поэтому тАЬлитература для домохозяектАЭ исследовалась не литературоведами, а психологами.

А литературоведы среди особенностей называют простейшую разработку сюжета; явный контраст между положительными и отрицательными героями. Также говорят о том, что разговор происходит на уровне быта, при отсутствии необходимости работать с мыслью и, следовательно, предположительном отсутствии и самой мысли так таковой; для всего повествования характерен более или менее завуалированный сентиментальный психический настрой; обычно наблюдается стилистическая неопределенность и как результат тАУ девальвация слов.

Обратимся к повести Виктории Токаревой тАЬНичего особенноготАЭ, чтобы проиллюстрировать эти положения.

Эта история о том, как жила сначала маленькая девочка, потом девушка, потом молодая женщина в самом обыкновенном мире, как пыталась несколько раз в жизни обрести счастье, а всякий раз счастье обманывало ее, но, несмотря на ее неудачи, но это счастливое создание всю жизнь оставалась ребенком в душе.

Писательница представляет читателю характер мягкий, пассивный, женственный в ситуации перманентного жизненного выбора и подчинения обстоятельством. При этом она не задается вопросом о том, насколько ценно подобное существование: тАЬМарго умела жить моментом и не заглядывала впередтАжтАЭ Стабильная, едва ли осознаваемая инфантильной героиней внутренняя беспомощность, неприспособленность к тАЬборьбетАЭ, к активному противостоянию бесконечному ряду несправедливостей. Что может быть привлекательнее сказки для сознания, тяготеющего к освобождению от утомительных проблем. Сказка дает иллюзию разрешения трудностей, дает утешение, надежду.

Виктория Токарева лишила своих героев веры, ее содержания и ритуала, ее поправки на божественное существование, взора, обращенного горя. Она не только лишает героев необходимости в духовнике, но и уничтожает трехмерность в развитии межчеловеческого общения. То, о чем повествует читателю Виктория Токарева тАУ печальные в своей несостоятельности современные житейские сказки. Они все тАУ о сегодняшнем. Они просты и функциональны, построены почти целиком на злободневности. Истоком своим сказки имеют современную бытовую речь горожанина, не перенасыщенную ни диалектизмами, ни поэтическими тропами.

Персонажи Виктории Токаревой лишены гармоничной тАЬформы личного существованиятАЭ: судьба, как правило, поворачивается к ним спиной. Мечтательность героев Токаревой рождается на основе непреодолимости ситуации и тягостной необязательности происходящего. Этот уровень пошлости нового времени, высвечивающая тусклые лица негероев, неличностей.

Ва

Анализируя произведения Токаревой, можно сделать вывод, что это не только тАЬлитература для домохозяек. Ее литература для любых читателей, которые стремятся к правде.

Ва

К тому же, произведения Токаревой очень интересны и читать их легко. Виктория Токарева точно углядела злющую нишу в сегодняшней прозе, но и у писательницы есть существенные отличия от многочисленных сочинительниц дамских и бытовых литературных подделок. Виктория Токарева, во-первых, талантлива, а во-вторых, лишена пошлости и штампованности тАУ этих непременных спутников масскульта. Точнее, скажем так: почти лишена. Вот в этом-то тАЬпочтитАЭ, в едва заметном сдвиге и лежит один из ключиков к разгадке ее феномена.

И самое главное, никто из писателей-мужчин не может передать переживания женщины, как сама женщина. У мужчин нет способностей мыслить так, как женщина, да и психология между противоположными полами сильно отличается друг от друга. Поэтому и взгляды женщин на жизнь отличаются от взглядов мужчин.

Особенностями тАЬженской прозытАЭ являются отстраненность от злободневных политических страстей, внимательность к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного, тАЬмаленькоготАЭ человека для тАЬженской прозытАЭ не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Женская проза решает вопросы отношений между человеком и окружающим его миром.

Список литературы

  • тАЬЗнамятАЭ (журнал) тАУ Москва, 1992, №10, стр. 199-200.
  • А.Зорин тАЬНедорогое ощущение какого-то отражения жизнитАЭ.

  • тАЬЛитературная газетатАЭ - Москва, 1989, №6, стр. 4.
  • Сергей Чупринин тАЬДва мнениятАЭ

  • Сборник современной прозы тАЬПоследний этажтАЭ тАУ Москва, 1989, стр. 198-210.
  • тАЬЗвездатАЭ (журнал) тАУ Санкт-Петербург, 1993, №4, стр. 191-195
  • Виктор Топоров тАЬТак кто же прав?тАЭ.

    1. Сборник современной российской прозы В.Токаревой тАЬХэппи ЭндтАЭ тАУ Москва, 1995, стр. 5-509.
    2. Хрестоматия по литературе для 10-11 классов тАУ Астрахань, 1994, стр. 601.
    3. тАЬАргументы и фактытАЭ тАУ Москва, 1997, №11, стр. 8.
    4. тАЬЛитературная газетатАЭ тАУ Москва, 1997, №27, стр. 11.
    5. тАЬЛитературное обозрениетАЭ тАУ Москва, 1993, № РЕ, стр. 24-29.
    6. тАЬЛитературная газетатАЭ тАУ Москва, 1996, №11, стр. 4.
    7. Сборник произведений (трехтомник) В.Токаревой тАУ Москва, 1994.

    Вместе с этим смотрят:

    Проза Д. И. Фонвизина в истории русского литературного языка
    Произведения Аркадия и Бориса Стругацких и нравственность
    Просветительские идеалы в комедии ВлНедоросльВ»
    Пространственно-временной континиум ВлПесни о НибелунгахВ»