Философия буддизма

ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА

Ва

План

  1. Введение                                                                                        
  2. ВаБуддийская религиозная литература                                                        
  3. тАЬАлмазная сутратАЭ                                                                                
  4. Заключение                                                                                        
  5. Литература                                                                                        

Ва

1. Введение

Одной из самых древних мировых религий из трех (наряду с христианством и исламом) является буддизм. Он тАЬстаршетАЭ христианства тАЬ на 5 веков, а ислам тАЬмоложетАЭ его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.

О буддийской религиозной литературе изложено во многих учебных, научных, периодических изданиях как о религии. Среди них такие книги как: тАЬБуддизмтАЭ, автором которой является А.Н. Кочетов; учебник тАЬРелигиоведениетАЭ, авторы Ю.А. Калинин, Е.А. Харьковщенко, учебник тАЬРелигиоведение: социология и психология религиитАЭ, авторы И.Н. Полонская и другие, а также много сведений о буддизме и о его канонической литературе можно почерпнуть в выпусках журнала тАЬНаука и религиятАЭ.

Буддизм возник в Древней индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем Буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623-544 г.г. до н.э.), называемый Буддой тАУ существом, достигшим состояния высшего совершенства (тАЬпросветлениятАЭ).

Хинаяма и махаяма - основные направления буддизма. Период расцвета Буддизма в Индии тАУ 5 век до н.э. тАУ нач. 1-го тыс. н.э. Распространился Буддизм в Юго-Восточную и Центральную Азии, отчасти в Среднюю Азию и Сибирь. В ходе развития Буддизма, в нем постепенно сложились культ Будды, ритуал, появились Сангхи (монашеские общины) и т.д. Глубокую асоциальность мировоззрения Буддизма и отрешенность от мира, определяет индивидуализм в трактовании философии буддизма.

2. Буддийская религиозная литература

Идеология буддизма подразделяется на тАЬМалую колесницутАЭ, сейчас представленную тхеравада буддизмом (Южная и Юго-Восточная Азия), и тАЬБольшую КолесницутАЭ или буддизм махаяна (Дальний Восток). Махаяна в свою очередь. Подразделяется на множество сект, от бхакти, делающих акцент на преданности Верховному существу (Амитабха), и до дзэнтАУбуддистов, стремящихся добиться просветления путем специальных медитаций. Каждая из сект приобретает особую специфику в своей китайской или японской разновидности. В 20 веке в Японии возникло множество движений религиозно-модернистской направленности, соединяющих традиционный буддизм с элементами современной западной этики. Третье крупное направление буддизма тАУ Ваджраяна (Алмазная Колесница) называемое Мантраяна. Это своего рода соединение ритуалистичной махаяны с добуддийскими традициями Тибета и Монголии.

Само вероучение в том виде, как оно изложено в канонической литературе буддизма, лежащей в основе устной его пропаганды монашеством и популяризации его средствами искусства представляет собой определенную тематику. В самой Индии древняя буддийская литература не сохранилась, если не считать наскальных надписей Ашоки, которые являются самым первым известным пауке документом, упоминающим о Будде и его учении тАФ дхарме. Они созданы в III в. до н. э. Известная сейчас литература буддизма складывалась в течение многих веков не только в Индии, но и в тех странах, куда он проникал. Она весьма обширна. Так, тибетские сборники канонических сочинений Ганджур и Дан-жур содержат 4566 текстов. Различные направления и школы буддизма до сих пор спорят между собой о многих сочинениях тАФ следует или нет относить их к разряду безусловно заслуживающей доверия священной литературы. Одни считают более достоверными палийские, другие тАФ санскритские тексты. Однако все буддисты сходятся на признании важнейшим источником сведений о раннем буддизме тех сочинений религиозного характера, которые были записаны к началу нашей эры на языке пали на Цейлоне и известны под названием Типитаки (Тiрitака) тАФ тАЬтри корзинытАЭ. Однако полного комплекта этих сочинений в ранних записях не найдено.

Конец прошлого века ознаменовался тем, что началось собирание того, что сохранилось в монастырях Цейлона, Бирмы, Сиама, Непала, а также (в переводах на соответствующие языки) в Тибете, Китае, Монголии, Японии. В 1871 г. в Мандалае (Бирма) был созван V буддийский собор, на котором 2400 монахов тАФ знатоков канона тАФ путем сверки различных списков и переводов выработали уточненный текст Типитаки, который был вырезан затем на 729 специально изготовленных мраморных плитах. Для каждой плиты был построен отдельный миниатюрный островерхий белый храмик. Стоящие стройными рядами храмики составили храмовой комплекс Кутодо тАФ целый своеобразный городок-библиотеку, хранилище канона. Благодаря Кутодо и очень сходному с ним другому храмовому комплексу, Сандамани, содержащему комментарии к Типитаке, Мандалай стал одним из наиболее почитаемых мест буддистов всего мира, которым считается и до сих пор.

В конце XIX и начале XX в. многие тексты, входящие в Типитаку, были переведены па европейские языки и опубликованы, став доступными для широкого круга исследователей.

Типитака представляет собой самые разнообразные по содержанию и форме произведения. Это и сборники правил монашеского поведения, и различные религиозно-нравоучительные рассказы, и религиозно-философские трактаты, и стихотворные изречения. Анализ текстов дал возможность установить примерное время их составления.

Самой древней древней частью канона считается Винаяпитака (Vinaypitaka), или тАЬкорзина уставатАЭ. В Кутодо она I занимает 111 мраморных плит. Входящие в нее пять книг излагают правила поведения и образа жизни буддийских монахов и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробности организационного строения общины и ее историю.

Несмотря на то, что формулировки всех этих правил и требований приписываются Будде Шакьямуни, специалисты считают, что большинство входящих в Винаяпитаку сочинений сложилось не ранее III в. до н. э., таким образом максимум за два столетия до их первоначальной письменной фиксации. Патимоккха (Patimokkha-sutta, санскр. Pratimoksa-sutra) является древнейшим и центральным текстом Винаяпитаки. Она тАФ самая старая часть из всего канона. Ее содержание тАФ перечень проступков, совершаемых монахами, и налагаемых за них наказаний. Далее следует сборник из двух книг Суттавибханга (Suttavibbhanga) тАФ комментарии к Патимоккхе.

Далее идущая книга называется Кхандхака (Khandhaka), разделяющаяся па две части тАФ Махаваггу (Mahavagga) н Куллаваггу (Cullavagga). Первая часть представляет собой историю развития буддийской монашеской общины, начиная с легендарного момента достижения Гаутамой прозрения. Подробно описываются основные церемонии и праздники в общине, правила поведения монахов в течение дня, сбор общины на время сезона дождей. Куллавагга тАФ продолжение Maxaвагги. Ocновное внимание она уделяет наказаниям, налагаемым на монахов за различные проступки. В ней же говорится об отступниках от монашеской жизни и описываются первые два буддийских собора.

llapuвapа (Parivara) излагает мнемонические приемы, облегчающие запоминание многочисленных правил и запретов.

Вторая часть Типитаки тАФ Суттапитака (Suttapitaka), или тАЬкорзина поученийтАЭ. Это самая обширная часть канона. Ей отведено в Кутодо 410 плит. Она состоит из пяти сборников, излагающих идеологию буддизма в форме притч и бесед, которые также приписываются Будде или его ближайшим ученикам. В сборник Кхуддака-никая входит 15 книг, из которых некоторые пользуются особой известностью. Среди них Дхаммапада, которая в краткой стихотворной форме сообщает важнейшие вопросы вероучения. Суттанипата содержит стихи этического содержания и т. д. Особенно интересны Тхерагатха (Theragatha) и Тхеригатха (Therigatha), или песнопения монахов и монахинь,тАФ также одно из древнейших сочинении всего канона. Важен для изучения раннего буддизма и сборник Джатака. (Jataka), в который входят рассказы о перерождениях Будды. Они имеют характер моральных назиданий, исходящих от самого Будды. Современная наука установила, что в основе это не оригинальные буддийские сочинения, а произведения индийского фольклора, приспособленные для наглядной проповеди буддизма. Эти книги значимы как источник сведений об условиях общественной жизни древней Индии.

Третья часть канона тАФ Абхидхаммапитака (Abhidhammapitaka), или тАЬкорзина объяснения учения (закона)тАЭ. Она размещена в Кутодо на 208 плитах. В нее входят семь книг религиозно-философского характера, посвященных изложению и развитию приписываемых Будде мыслей. Это наиболее поздняя часть канона. Многие направления и школы буддизма не признают ее первоисточником и в состав канона не включают, так как не считают нужным.

Идея религиозного спасения, перехода из земной жизни в нирвану, т. е. в какое-то иное, неземное состояние, действительно можно назвать главной идеей буддизма. Буддийская религиозная литература вкладывает в уста мифического основателя буддизма следующие слова: тАЬПодобно тому как воды океана имеют лишь один вкус тАФ вкус соленый, так и учение мое имеет лишь одни вкус тАФ вкус спасениятАЭ. Все ранние источники подчеркивают, что Будда проповедовал необходимость и возможность достижения каждым личного и вечного инобытия, противопоставляя его непостоянству, обреченности, смертности всего того, что мы воспринимаем как реальный, осязаемый, чувственный мир. тАЬЯ всезнающ,тАФ говорит Будда своему ученику Упаке,тАФ у меня нет учителя; никто не равен мне в мире людей и богов и никакое существо не похоже на меня. Я священный в этом мире, я учитель, я один тАФ абсолютный Сам-будда. Я добился покоя (путем погашения всех страстей) и получил нирвану. Чтобы основать царство истины, я иду в город Kasis (Бенарес); я буду бить в барабан бессмертия во тьме этого миратАЭ. Бенаресская проповедь, не без основания рассматривающаяся как первая, но одновременно и наиболее точная и полная формулировка главного в учении буддизма, начинается словами: тАЬРаскройте уши, монахи: бессмертие (амата) выиграно (мною)тАЭ. Вся первая проповедь тАФ обоснование необходимости спасения от страданий сансары (чувственного мира) и раскрытие пути к спасению. Проповедь заканчивается словами: тАЬОсвобождение моего разума не может быть утеряно; это мое последнее рождение; следовательно, я больше не буду рождентАЭ.

Подчеркивая значение раскрытия миру пути к спасению в инобытии, Махавагга тАФ важнейшая часть наиболее древнего раздела канона (Винаяпитаки) тАФ так описывает реакцию Вселенной на бенаресскую проповедь: тАЬ..вся совокупность десяти тысяч миров заколебалась, затряслась, задрожала; и бесконечный могучий свет пронизал мир, свет, превосходящий тот свет, который мог быть произведен божественной силой дэвовтАЭ (т. е. богов) .

Мысль о необходимости религиозного спасения, ухода из сансары постоянно, в самых различных вариантах повторяется и в других текстах Винаяпитаки и Суттапитаки. Разговор Будды с монахами о бренности тела заканчивается таким выводом: тАЬ..отсутствие страсти делает его (человека,тАФ Л. К.) свободным; когда он свободен, он сознает, что он свободен; и он понимает, что новое возрождение избегнуто, что святость достигнута полная, что долг выполнен, и что больше нет возврата в этот миртАЭ. Главная задача, которую должен выполнить человек,тАФ достичь спасения от уз окружающего мира. Одновременно подчеркивается, что это спасение вовсе не достигается в момент физической смерти данного живого существа. В полном соответствии с древней религиозной традицией ведийской религии буддизм безоговорочно принимает учение о переселении душ, или, как принято говорить, о перевоплощении: после данного существования сразу после смерти или через некоторое время живое существо вступает в иной форме в новое тАЬбытиетАЭ, столь же отвратительное, как и все предыдущие воплощения.

Мучения, страдания, господство зла заранее объявляются основными качественными признаками любого бытия, бытие и страдания являются тождественными. В условиях гнета эксплуататоров над трудящимися массами идея абсолютной неизбежности страдания на земле является к буддизме, как н в других религиях, мистифицированным отражением реального угнетенного положения масс. Буддизм не возлагает ответственность за зло на дьявола, чтобы оправдать бога, но смогшего создать совершенный мир. Неизбежность зла в чувственном мире буддизм трактует как проявление некоего тАЬкосмическоготАЭ страдания, извечно присущего всякому бытию. Величие и благость высшего божества, которым становится благодаря своим личным заслугам в прежние перерождениях совершенное и мудрейшее существо Будда, состоит не в создании мира, а в указании пути его разрушения, победы над злом, которая невозможна без преодоления самого бытия и смысла существования.

Бенаресская проповедь обычно называется провозглашением тАЬчетырех благородных истинтАЭ (siryasalya), в сжатом виде выражающих суть буддизма. Первая тАЬблагородная истинатАЭ гласит: тАЬВот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение тАФ страдание; расстройство здоровья тАФ страдание; болезньтАФ страдание; смерть - страдание; присутствие того, кого мы ненавидим,тАФ страдание; отделение от того, кого мы любим,тАФ страдание. Короче, пятичленная привязанность к существованию тАУ страдание.

Абсолютизация страдания является исходным пунктом учения буддизма о спасении и главным аргументом, тАЬдоказывающимтАЭ необходимость спасения. В отличие от брахманизма, который считал, что счастье, радость, богатство, благополучие в данной жизни являются наградой за благочестие и выполнение культовых требований варны, буддизм категорически утверждал, что всякая жизнь тАФ зло, страдание. С позиций буддизма перспективы на грядущее спасение у бедняка даже лучше, чем у богатого или стоящего у власти, поскольку благоденствующие субъективно не ощущают зла жизни так, как бедняки, и поэтому им труднее стремиться к спасению.

тАЬВторая благородная истинатАЭ, возлагающая ответственность за страдания-перерождения на жизненные привязанности человека, логически подводит к выводу о возможности преодоления страданий и к пути, ведущему к преодолению, т.е. к третьей и четвертой тАЬблагородным истинамтАЭ. Мы помним, что причиной страданий является жажда жизни, в свою очередь порожденная тАЬневежествомтАЭ (тАЬавидьятАЭ).

Выход из тАЬневежестватАЭ и жажды жизни указывает тАЬтретья благородная истинатАЭ. тАЬВот, о монахи, благородна истина прекращения страдания: (оно прекращается) полным прекращением этой жажды (tanha), прекращением, которое состоит в отсутствии всякого сильного чувства, с полным отказом от этой жажды, с уходом от нее, с освобождением от нее, с уничтожением желаниятАЭ.

Отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам воспевает буддийская философия. О тАЬпросветленномтАЭ тАЬДхаммападатАЭ говорит: тАЬ Он не находит удовлетворения даже в небесных удовольствиях. Полностью просветленный ученик радуется только уничтожению желанийтАЭ.

Единственным путем к спасению объявляется тАЬблагородный срединный восьмеричный путьтАЭ, излагаемый в тАЬчетвертой благородной истинетАЭ. Путь этот состоит из тАЬправедного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного действия, праведной жизни, праведного усилия, праведного созерцания (или памяти), праведного самоуглубления (или размышления)тАЭ. Так характеризуется философия буддизма в видении известных историков и искусствоведов.

3. тАЬАлмазная сутратАЭ

Пожалуй, самым главным произведением буддийского канона в его махаянистском варианте (махаяна тАУ тАЬвеликая колесницатАЭ тАУ название одного из основных направлений буддизма, которое распространено к северу от Индии), является алмазная сутра. Из трех частей состоит канон буддистов всех школ: Виная (монашеские правила), Сутра (изречения Будды Шакьямуни, обращенные к его ученикам) и Абхидхарма (философские тексты). Каждая из этих частей очень велика по объему. В тибетском буддийском каноне сутры занимают 44 тома довольно внушительных размеров.

Канон махаяны отличается от священных книг хинаяны (тАЬмалой колесницытАЭ, южного буддизма) изначальной эзотеричностью. Предание махаяны гласит: когда ученики почившего Шакьямуни в городе Раджагрихе (столице древнеиндийского царства Магадха) формировали канон хинаяны, на горе Вималасвабхава близ Раджагрихи собрались бодхисаттвы Ваджрапани, Майтрейя, Манджушри. На своем небесном соборе они записали учение Будды более полно, чем это могли сделать обычные люди.

Конкретные махаянистские тексты дошли до нас в более поздней редакции. В поисках их древнейших вариантов мы часто обращаемся к тибетскому наследию. Но буддизм в Тибете получил широкое распространение только в YII веке, и многие тексты махаяны восходят к другим первоисточникам, прежде всего санскритским и китайским. Это относится и к тАЬАлмазной СутретАЭ, которая получила свой канонический вид в среде китайских буддистов в IY веке нашей эры. Ее автором (или редактором) называют Кумарадживу (343-413) тАУ первого индийского буддиста, который познакомил китайцев с учением махаяны, а также придал законченность и стройность системе вероучения этой буддийской школы в целом. Незначительные изменения вносились в текст сутры и позднее.

В полном санкритском названии тАЬАлмазной СутрытАЭ (Ваджраччхедика - праджня-парамита-сутра) отражена главная цель, стоящая перед буддистом тАУ достижение нирваны. Важная предпосылка достижения этой цели тАУ приобретение шести тАЬсовершенствтАЭ (тАЬпарамит)тАЭ: совершенства в щедрости, нравственности, праведном усердии, терпении, медитативной практике и в интуитивной мудрости, которая на санскрите называется тАЬпраджнятАЭ.

Текст тАЬАлмазной сутрытАЭ не изменился за 17веков, но то, что было понятным тогда, теперь воспринимается с трудом. Следует помнить, что содержание тАЬАлмазной СутрытАЭ неизмеримо глубоко. Слово и значение, на которое оно указывает не одно и то же. Смысловое значение подобно многогранному кристаллу, к которому относятся много слов. Каждое слово указывает на одну из граней кристалла, но не на сам кристалл. В то же время грань поверхности кристалла относится к кристаллу, поэтому слово указывает на кристалл. В YI веке текст тАЬСутрытАЭ был разбит на 32 пункта (параграфа). Сутра, представляет собой как бы объективацию пробужденного сознания автора текста. И поэтому средство порождения такового у читающего наполняет его парадоксальными высказываниями, которые как бы тестируют читателя на понимание текста (для того, кто понял, парадоксальность оказывается ложной).

Популярность тАЬВаджраччедикитАЭ во многом объясняется ее лаконизмом в сочетании с полнотой содержания и выражения праджняпарамитской доктрины. Эта теория (тАЬпраджня парамитатАЭ - интуитивная тАЬпремудрость, переводящая на другой берег существованиятАЭ) начала формироваться в Индии на рубеже нашей эры и оказалась тесно связанной с философией школы мадхъямика (шуньявада), которая в известность смысле представляет собой систематизированное и рационализированное праджняпарамитское учение.

Главными моментами учения тАЬВаджраччхедикитАЭ являются следующие законы:

Не существует никаких самодостаточных тАЬсвоеприродныхтАЭ сущностей -дхарм. Из представления о реальности дхарм вырастают все прочие ложные представления о реальности атмана (кит-во - субстанциальное тАЬятАЭ), личности как субстанциальной целостности (санскр. Пудгала; кит-жэнь тАУ тАЬчеловектАЭ), существа (саттва; чжун шэн) и души (джива; шоу чжэ тАУ дословно тАЬ долгожительтАЭ).

Все эти представления (самдженя, сян) не представляют никакую реальности и являются лишь ментальными построениями, которые ее подменяют.

Тот, кто наделен совершенной премудростью бодхисаттва понимает все это, интуитивно познает реальность как она есть, переживает тождество сансары (лунь хуэй) и нирваны (непань) и, руководимый этим знанием действует на уровне относительной, условной истины, спасая живые существа, хотя с точки зрения высшей истины ни одно существо не может быть спасено по причине ложности самого представления о наличии тАЬсуществтАЭ, а также изначальной освобождения, тАЬспасениятАЭ сущего тАУ поскольку сансараит нирвана тождественны и равнозначны в своем понимании.

Значение тАЬБуддатАЭ также с высшей точки зрения не говорит ни о чем, но и на уровне условной истины его значение иное, чем считают люди, лишенные мудрости: Будда тАУ не просветленный человек, и тАЬистинная реальность, как она естьтАЭ, тАЬтаковая истина всех дхармтАЭ (элементов бытия).

тАЬВаджраччхедика Праджняпарамита СутратАЭ, известная в Европе как тАЬАлмазная СутратАЭ, принадлежит к наиболее почитаемым буддийским текстам дальневосточной традиции.

Призыв к бесстрашию звучит в Тибетской тАЬКниге Великого ОсвобождениятАЭ, которая по форме тАУ сложный комплекс наставлений и молитв, которыми лама напутствует умирающего и умершего. Главная задача ламы, читающего книгу, - показать умирающему, что все образы, возникающие перед ним, - проявления или отражения его собственного сознания. Образы тАЬКниги МертвыхтАЭ, как правило, неоднозначны, их можно понять только через дополнительные описания, противоречивые с позиций бытовой логики. Скажем тАЬпустотатАЭ, в которую погружается умирающий, неотделима от светоносности, тАЬ исходной яркоститАЭ как основы бытия. Одной из особенностей ритуала считается то, что человек слушает указания ламы, пребывая в невидимом теле. Наставления тибетских лам поражают точностью описания пограничных состояний человеческого бытия, и в этом убедится каждый, разумеется, кто их испытал.

тАЬКнига Великого ОсвобождениятАЭ относится к числу так называемых тАЬсокровенных книгтАЭ По преданию, они были оформлены учителем Падмасамбхавой в 8 веке, затем сокрыты в тайных пещерах и обнаружены позднее, в эпоху расцвета тибетского буддизма.

Божества, описанные в тАЬКниге МертвыхтАЭ, воспринимаются в буддийской традиции как воплощение различных энергетических проявлений. тАЬКнига МертвыхтАЭ описывает и своеобразно истолковывает жизненный опыт людей. Чогьям Трунгпа назвал ее второй Книгой пространстватАЭ, которое вмещает и жизнь, и смерть.

Действительно, тАЬбардотАЭ тАУ промежуточное состояние тАУ может иметь место не только после смерти, но и жизненных ситуациях, например, при заболеваниях и травмах. Постижение, переживание этих состояний призвано дать понимание жизни и смерти, победить стрессы и страх и многие другие катаклизмы, возникающие в процессе бытия в традиционно понимаемом смысле.

Может быть, тАЬКнига Великого ОсвобождениятАЭ заинтересует не только тех, кто занимается буддизмом. В действительности, это форма буддийской символики является искренним и теплым призывом к бесстрашию перед непознанными глубинами человеческой психики, сознания и понимания смысла бытия.

4. Заключение

Согласно изложенным и перечисленным понятиям, Буддизм тАУ это самая древняя религия на планете, которая возникла на много веков раньше, чем христианство и ислам. Буддизм и буддийская религиозная литература играют огромную роль в общественной, культурной и духовной жизни народов многих стран.

Огромное количество канонических источников-текстов буддийской религиозной литературы существует в священных писаниях. Буддийская литература воспевает отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам, доступным большинству людей.

Одним из главнейших литературных источников буддизма являются сочинения под названием Типитаки. Это сборники правил монашеского поведения, и различные религиозно-нравоучительные рассказы, религиозно-философские трактаты и стихотворные изречения.

Кроме того, одним из главных произведений буддийского канона, наиболее почитаемым буддийским текстом дальневосточной традиции является тАЬВаджраччхедика Праджняпарамита СутратАЭ, известная в Европе как тАЬАлмазная СутратАЭ. Существует еще большое множество религиозной буддийской литературы, где изложена суть буддизма.

Буддизм и буддийская религиозная литература хорошо изложена в большом количестве литературных источников. К ним можно отнести такие как тАЬБуддизмтАЭ А.Н. Кочетова, тАЬ РелигиоведениетАЭ Ю.А. Калинина, Е.А. Харьковщенко, тАЬВеликий БуддатАЭ В.Ф. Маковецкого и многие другие известные произведения классиков восточной литературы и религии.

Литература

  1. А.Н. Кочетов тАЬБуддизмтАЭ тАУ М.: Сокол, 1997 тАУ 187 с.
  2. Ю.А. Калинин тАЬРелигиоведениетАЭ тАУ С. тАУ Петербург, 2002 тАУ 201 с.
  3. Е.А. Харьковщенко тАЬМир и бытие в глазах БуддытАЭ тАУ М.: Просвещение, 1999 тАУ 119 с.
  4. М.В. Газизов тАЬРелигии миратАЭ тАУ М.: Диалект, 2000 тАУ 87 с.

Вместе с этим смотрят:

Философия свободы. Понятие свободы в литературе
Философские истоки и основы мировосприятия Иосифа Бродского
Философские проблемы в романе Толстого ВлВойна и мирВ»
Фонвизин Д. И