Анализ стихотворного текста (на примере стихотворения В. В. Маяковского ВлПослушайте!В»)

Анализ стихотворного текста (на примере стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!")

Ва В. М. тАФ мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В. М. во имя революции наступал на Влгорло собственной песнеВ» , отдавая Влзвонкую силу поэтаВ» пролетариату. ВлУ каждого поэта своя драматАжВ» тАФ писала Анна Ахматова. Есть она и у В. М. Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских, новых мещанах, ВлдряниВ» . А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать. Не знают они и другого: есть ранний М., тонкий лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы. Располагая стихи ВллесенкойВ» , он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В. М. тАФ необычайная, она как бы ВлвнутренняяВ» , чередование слогов не явное, не очевидное тАФ это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии тАФ самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.

Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В. М. надо кричать, надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи для ВлплощадейВ» . Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Именно такого В. М. я и люблю.

Стихотворение ВлПослушайте!В» написано в 1914году. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой тАФ ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов обособляли В. М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.

Стихотворение тАФ крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: ВлПослушайте!В» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я бы сказал, ВлвыдыхаетВ» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на Влравнодушную природуВ» , это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.

Весь строй речи в стихотворении ВлПослушайте!В» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.

(ЦИТАТА) А дальше.. Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В. М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды тАФ ВлплевочкиВ» , а для другого тАФ ВлжемчужиныВ» .

Лирический герой стихотворения ВлПослушайте!В» и есть тот Влкто-тоВ» , для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.

(ЦИТАТА) Отчаяние так велико, что ему просто не перенести Влэту беззвездную мукуВ» .

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В. М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали тАФ у него Влжилистая рукаВ» . Эпитет ВлжилистаяВ» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. ВлДланьВ» (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто ВлрукойВ» . Значит Господь Бог, будто пахарь или хлебопек, тАФ простонародный.

Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Вот он говорит кому-то: (ЦИТАТА) И ели первые два предложения вопросительные, то третье тАФ вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, так силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом ВлДа?!В» , обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь.. Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем.

Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался.. Последняя строфа стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова: (ЦИТАТА) Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

(ЦИТАТА) В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В. М. ВлПослушайте!В» тАФ взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В. М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика (Влврывается к богуВ» ) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: ВлврываетсяВ» , ВлплачетВ» , ВлпроситВ» , ВлклянетсяВ» тАФ передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги (Влходит тревожныйВ» ) , смятения, затаенную даль.

Стихотворение ВлПослушайте!В» тАФ развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл тАФ Влне хлебом единым жив человекВ» . Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды-ВлжемчужиныВ» , а не звезды-ВлплевочкиВ» . Имманиула Канта поражали более всего на свете две вещи: Влзвездное небо над нами и нравственный закон внутри насВ» . В. М. тоже волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.

Однако в ВлзвезднойВ» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой ВлпротянутостиВ» слова к Вселенной, но В. М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В. М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В. М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение ВлПослушайте!В» тАФ истинный шедевр русской и мировой поэзии.

Вместе с этим смотрят:

Анализ сцены (Лариса у гроба Юрия Живаго) из романа Б. Пастернака ВлДоктор ЖивагоВ»
Анализ художественного текста (на материале рассказа В. В. Набокова ВлКругВ»)
Анализ художественного текста (на материале сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина ВлПремудрый пескарьВ»)
Аналогии в ВлКапитанской дочкеВ» и реальных событиях пугачевщины