Белинский о романе Пушкина ВлЕвгений ОнегинВ»
Белинский о романе Пушкина "Евгений Онегин"Ва
Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведённой картине русского общества. тАЬЕвгений ОнегинтАЭ , считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.
Далее Белинский называет народность романа. В романе тАЬЕвгений ОнегинтАЭ народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении.. Если её не все признают национальною- то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете- уже не русские и что русский дух даёт себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. тАЬТайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи.тАЭ Глубокое знание обиходной философии сделало тАЬОнегинатАЭ и тАЬГоре от уматАЭ произведениями оригинальными и чисто русскими.
По мнению Белинского, отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является любящею и гуманною. тАЬОнегинатАЭ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведениемтАЭ , - утверждает критик.
Критик указывает на реализм тАЬЕвгения ОнегинатАЭ : тАЬПушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостиютАЭ , - отмечает Белинский. тАЬОнегинтАЭ есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху.тАЭ В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению критика, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития.
Критик говорит об огромном значении романа для последующего литературного процесса. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова- тАЬГоре от уматАЭ , стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.
Вместе с тАЬОнегинымтАЭ Пушкина.. тАЬГоре от уматАЭ .. положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь.
Белинский дал характеристику образам романа. Так характеризуя Онегина, он замечает: тАЬБольшая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям.. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собоютАЭ .
Онегин- добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. Онегин - страдающий эгоист.. Его можно назвать эгоистом поневоле, считает Белинский, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба.
В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает критик, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Это было, по мнению критика, совершенно новое явление.
Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Но в то же время тАЬон сердцем милый был невеждатАЭ , вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. тАЬДействительность на него не имела влияния: его и печали были созданием его фантазиитАЭ , - пишет Белинский. Он полюбил Ольгу, и украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых у ней не было и о которых она и не заботилась. тАЬОльга была очаровательна, как все тАЬбарышнитАЭ , пока они еще не сделались тАЬбарынямитАЭ ; а Ленский видел в ней фею, сельфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барынитАЭ , - пишет критик.
Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Словом, это теперь, самые несносные пустые и пошлые люди.
Татьяна, по мнению Белинского, - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины ровное, светлое пламя; в противном случае- упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство тАЬЭто дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал..тАЭ , - писал критик.
По мнению Белинского, для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать, по этому что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина.
тАЬТатьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полю бить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению..тАЭ , - сообщает Белинский.
тАЬЕсть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце.. Татьяна была из таких существтАЭ , - утверждает критик.
После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина тАЬона поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви.. И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, эго откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило ОнегинатАЭ . тАЬТатьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете - его мнение всегда будет её идолом и страх его суда всегда будет ее добродетелью.. Но я другому отдана, - именно отдана, а не отдалась! Вечная верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны.. Но у нас как-то все это клеится вместе: поэзия - и жизнь, любовь - и брак по расчету, жизнь сердцем - и строгое исполнение внешних обязанностей, внутренне ежечасно нарушаемых. Женщина не может презирать общественного мнения, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себятАЭ , - пишет Белинский.
Ва
Литература:
В. Г. Белинский. Статьи 8 и 9.
Ва
Вместе с этим смотрят:
Бернард ШоуБиблейские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева
Библейский контекст романа ВлБратья КарамазовыВ»
Библиография