Бернард Шоу

БЕРНАРД ШОУ

Бернарда Шоу тАУ выдающийся английский драматург, один из основателей реалистической драмы XX в., талантливый сатирик, юморист. Его творчество пользуется у нас заслуженной известностью и вызывает всеобщий интерес. В нашем литературоведении создалась целая наука о творчестве Бернарда Шоу. Ее основы были заложены А.В. Луначарским, проявлявшим глубокий и сочувственный интерес к поискам, противоречиям и творческому своеобразию писателя. За последнее время советскими учеными защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций о творчестве Б. Шоу и опубликован ряд книг, в том числе тщательно прокомментированный том писем драматурга (1971), его высказывания о драме и театре (1963), книга А.Г. Образцовой о его театральной и режиссерской деятельности (1974).Велики заслуги писавших о творчестве Б. Шоу советских исследователей А. Аникста, П. Балашова, И. Канторовича. Несколько книг посвятила Бернарду Шоу, его драматургическому методу и его влиянию на английский и европейский театр А.Г. Образцова.В Англии имя Бернарда Шоу стоит в одном ряду с именем Вильяма Шекспира, хотя и родился Шоу на триста лет позже, чем его предшественник. Оба они внесли неоценимый вклад в развитие национального театра Англии, и творчество каждого из них стало известно далеко за пределами их родины. Пережив свой наивысший расцвет в эпоху Возрождения, английская драма поднялась на новую высоту лишь с приходом в нее Бернарда Шоу. Он тАУ единственный, достойный соратник Шекспира; его по праву считают создателем современной английской драмы. Продолжая лучшие традиции английской драматургии, и впитав опыт крупнейших мастеров современного ему театра тАУ Ибсена и Чехова, - творчество Шоу открывает новую страницу в литературе XX столетия.Основным оружием своей борьбы с социальной несправедливостью Шоу избирает смех. Это оружие служило ему безотказно. тАЬМой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правдутАЭ, - эти слова Бернарда Шоу помогают понять своеобразие его обличительного смеха, громко звучащего с подмостков сцены вот уже целое столетие.Бернард Шоу родился в 1856 г. в Ирландии в Дублине. На протяжении всего XIX в. тАЬЗеленый островтАЭ, как называли Ирландию, бурлил. Нарастала освободительная борьба. Ирландия стремилась к независимости от Англии. Ее народ жил в нищете, но не желал терпеть порабощения. В атмосфере горя и гнева, переживаемых его родиной, протекали детство и юность будущего писателя. Родители Шоу происходили из среды обедневшего дворянства. Жизнь семьи была неустроенной и недружной. Лишенный практической жилки, постоянно пьяный отец не преуспел в избранном им деле тАУ хлебной торговли. Мать Шоу тАУ женщина незаурядных музыкальных способностей тАУ вынуждена была сама содержать семью. Она пела в концертах, а позднее зарабатывала на жизнь уроками музыки. На детей в семье обращали мало внимания; средств на то, чтобы дать им образование, не было. Но по своим настроениям и взглядам родители Шоу к передовым патриотически-настроенным слоям дублинского общества. Они не придерживались религиозных догм и вырастили своих детей свободомыслящими атеистами. Основная заслуга в этом принадлежала матери Шоу, характер которой не был сломлен неудачно сложившейся семейной жизнью. Учился Шоу в дублинской школе, но пребывание в ней не было для него особенно радостным. Не случайно он в последствии писал: тАЬВ школе я не выучил не чего и забыл многоетАЭ. Однако и школьный курс завершен им не был. В пятнадцать лет он начал сам зарабатывать себе на жизнь. Служил мелким в земельной конторе. Собирал квартирную плату с обитателей бедных кварталов Дублина. Жизнь городских трущоб он узнал хорошо. К двадцати годам Шоу получил место старшего кассира. Это было не мало, но к этому времени интересы Шоу уже определились. Ничего общего со служебной карьерой чиновника они не имели. Шоу глубоко интересовался искусством тАУ литературой, живописью, музыкой. В 1876 г. Шоу покинул Ирландию и переехал в Лондон. Определенных занятий у него не было, не было и средств к существованию, но круг его интересов и культурных запросов был очень широк. Он увлекался театром, под псевдонимом Корно де Боссето публикует свою первую музыкальную рецензию, а затем в течении ряда лет выступает в печати как музыкальный критик. Шоу был не только знатоком музыки, но и сам великолепно играл. Его имя становится хорошо известным и в театральных кругах Лондона.Шоу никогда не отделял занятия искусством от присущего ему интереса к общественно-политической жизни своего времени. Он посещает собрания социал-демократов, принимает участие в диспутах, настойчиво вырабатывая в себе навыки оратора, с увлечением и глубоким интересом читает тАЬКапиталтАЭ Маркса тАУ труд, который, по его собственным словам, явился для него откровением. Интерес Шоу к актуальных проблемам современности сказался в самых ранних его произведениях. В период с 1879 по 1883г. Шоу написал пять романов: тАЬНезрелостьтАЭ, тАЬНеразумный брактАЭ, тАЬЛюбовь артистовтАЭ, тАЬПрофессия Кэшиля БайронатАЭ, и тАЬСоциалист-одиночкатАЭ. В те годы романы Шоу не получили признания. Начинающему писателю пришлось выдержать длительное и неравное единоборство с многочисленными издателями. Он получал только отказы, но не сдавался. Новатор по своей природе, Шоу и в роман стремился внести нечто новое.Романы Шоу свидетельствовали о присущем ему мастерстве драматурга, которое еще ждало случая для своего выявления. В романах оно сказалось в отчетливо выраженной склонности к диалогизированной форме, в блестяще построенных диалогах, которым во всех без исключения произведениях Шоу принадлежит основное место.В 1884 г. Шоу вступил в Фабианское общество, вскоре же после его создания. Это была социал-реформистская организация, стремившаяся к руководству рабочим движением. Своей задачей члены Фабианского общества считали изучение основ социализма и путей перехода к нему.Как подлинный новатор Шоу выступил в области драмы. Он утвердил в английском театре новый тип драмы тАУ интеллектуальную драму, в которой основное место принадлежит не интриге, не захватывающему сюжету, а тем напряженным спорам, остроумным словесным поединкам, которые ведут его герои. Шоу называл свои пьесы тАЬпьесами-дискуссиямитАЭ. Они захватывали глубиной проблем, необычайной формой их разрешения; они будоражили сознания зрителя, заставляли его напряженно размышлять над происходящим и весело смеяться вместе с драматургом над нелепостью существующих законов, порядков, нравов.Начало драматургической деятельности шоу было связано с тАЬНезависимым театромтАЭ, открывшемся в 1891 г. в Лондоне. Его основателем был известный английский режиссер Джекоб Грейн. Основная задача, которую ставил перед собою Грейн, заключалась в ознакомлении английского зрителя с современной драматургией. тАЬНезависимый театртАЭ противопоставлял потоку развлекательных пьес, заполнявших репертуар большинства английских театров тех лет, драматургию больших идей. На его сцене были поставлены многие пьесы Ибсена, Чехова, Толстого, Горького. Для тАЬНезависимого театратАЭ начал писать и Бернард Шоу.

тАЬНеприятные пьесытАЭ

Свой путь драматурга Шоу начинает с цикла пьес, объеденных под общим названием тАЬНеприятные пьесытАЭ. Сюда вошли: тАЬДома ВдовцатАЭ, работать над которой Шоу начал в 1885 г., тАЬПрофессия миссис УоррентАЭ и тАЬВолокитатАЭ. В своем предисловии к тАЬНеприятным пьесамтАЭ Шоу писал: тАЬтАж сила драматического искусства в этих пьесах должна заставить зрителя стать лицом к лицу с неприятными фактами. Несомненно, каждый автор, искренно желающий благ человечеству, совсем не считается с чудовищным мнением, будто бы задачей литературы является лесть. Но в этих драмах мы сталкиваемся не только с комедией и трагедией индивидуального характера и судьбой отдельного человека, но и с ужасными и отвратительными сторонами общественного устройства. Ужас этих отношений заключается в том, что обыкновенной средней руки англичанин, человек, может быть, даже мечтающий о тысячелетнем царстве благодати, - в своих общественных проявлениях оказывается преступным гражданином, закрывающим глаза на самые подлые на самые ужасные злоупотребления, если их устранение грозит ему потерять хотя бы один грош из своих доходовтАЭ.В тАЬНеприятных пьесахтАЭ перед нами внешне вполне порядочные респектабельные английские буржуа, располагающие значительными капиталами и ведущие спокойную устроенную жизнь. Но это спокойствие обманчиво. Оно таит за собой такие явления, как эксплуатация, как грязное, бесчестное обогащение буржуа за счет нищеты и несчастий простого народа. Перед глазами читателей и зрителей пьес Шоу проходят картины несправедливости, жестокости и подлости буржуазного мира. Характерно, что пьесы Шоу начинаются с традиционных картин будничной жизни буржуазной семьи. Но вот, как это обычно бывает в драмах Ибсена, наступает момент, когда на первый план выступает социальный аспект глубоко волнующего писателя вопроса: где источники богатства героев? на какие средства они живут? какими путями удалось добиться им того благополучия, в котором они пребывают? Смелая постановка этих вопросов и не менее ответы на них и составляют основу той обличительной силы пьес Шоу, которая возмущала одних и не могла не импонировать и не восхищать других.

тАЬПриятные пьесытАЭ

Вторым циклом пьес Бернарда Шоу были тАЬПриятные пьесытАЭ. Сюда вошли: тАЬВойна и человектАЭ, тАЬКандидатАЭ, тАЬИзбранник судьбытАЭ, тАЬНикогда вы не можете сказатьтАЭ. В тАЬПриятных пьесахтАЭ Шоу меняет приемы сатирического обличения. Если в тАЬНеприятных пьесахтАЭ он обращался к тАЬужасным и отвратительным сторонам общественного устройстватАЭ, гневно обрушивался на социальные порядки, то в тАЬПриятных пьесахтАЭ он уделяет основное внимание той лицемерной морали, которая призвана скрыть истинную сущность буржуазных отношений.В этих пьесах Шоу ставит своей целью сбросить те романтические покровы, которые скрывают жестокую правду действительности. Он призывает людей трезво и смело взглянуть на жизнь и освободиться от липкой паутины предрассудков, отживших традиций, заблуждений и пустых иллюзий. И если в тАЬНеприятных пьесахтАЭ, создавая образы Сарториуса, Крофтса и стремясь подчеркнуть жестокость, бесчеловечность этих людей, Шоу охотно обращался к приему гротеска, то герои его тАЬПриятных пьестАЭ гораздо более тАЬчеловечные людитАЭ и в их изображении нет нарочитой резкости и заострения. Но вместе с тем убожество духовного мира буржуа, закоренелая предвзятость его суждений, извращенные представления, скрывающиеся под респектабельной внешностью, черствость и эгоизм тАУ все это показано с большой силой проникновения в самую сущность буржуазной идеологии. В самом названии тАУ тАЬПриятные пьесытАЭ тАУ звучит вполне откровенная ирония.

тАЬПьесы для пуритантАЭ

Еще один цикл пьес тАЬПьесы для пуритантАЭ создан в период с 1897 тАУ 1899 гг. Сюда входят пьесы тАЬУченик дьяволатАЭ, тАЬЦезарь и КлеопатратАЭ, тАЬОбращение капитана БрассбаундатАЭ. В предисловии к тАЬПьесам для пуритантАЭ Шоу поясняет смысл названия сборника. Он противопоставляет свои пьесы драматическим произведениям, в которых основной интерес сосредоточен на любовной интриге и на эротике. Это не значит, что Шоу чуждается изображения чувств, но он не хочет признать, что в основе поступков человека лежат только любовные побуждения. тАЬЯ пуританин во взглядах на искусство, - заявляет он. тАУ Я симпатизирую чувствам, но считаю что замена чувственным экстазом всякой интеллектуальной деятельности, и честности тАУ величайшее злотАЭ. Шоу стремится показать многообразие форм человеческой деятельности, противопоставляя широко понимаемый им долг и ответственность узко эгоистическим побуждениям и слепой чувственности. Пуританство Шоу связано с героическими пуританским традициями эпохи английской революции, эпохи Кромвеля и Мильтона.

Вместе с этим смотрят:

Библейские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева
Библейский контекст романа ВлБратья КарамазовыВ»
Библиография
Биографии З. Н. Гиппиус и Д. Д. Бурлюка