Гегель и проблема гражданского общества

План

       I. Представление Гегеля о государстве

  1. Роль народных масс
  2. Народный дух
  3. Государство тАУ это организм
  4. ВлГосударство есть один из образов свободыВ»
  5. Гражданин в государстве. Истинный гражданин
  6. ВлГосударственная властьВ» тАУ это ВлДоброВ»
  7. Роль и место религии в государстве.

II. Что представляет собой гражданское общество по Гегелю в предствлении философов.

  1. Вл АбсолютноеВ» государство
  2. Человек и сословия
  3. Конституционная монархия
  4. Роль народа в государстве

Одна из наиболее смелых и оригинальных концепций Гегеля в его философии права является концепция государства как зрелого осуществления нравственности .В противоположность обычному пониманию, склонному видеть в государстве организацию социального этического минимума, Гегель утверждает политическую совместимость людей как организацию такого этического максимума, который в свою очередь только и возможен при наличности высшего индивидуально-этического взлета. Если, как это уже ясно, нравственная субстанция немыслима без социально- сращенной жизни людей, а такая жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим законом человеческого бытия, то понятно, что уровень на котором осуществляется государство как зрелая и высшая форма нравственной субстанции, является исключительно высоким. Государство получает максимальное задание и абсолютную санкцию. Однако в таком понимании государство есть не идеал , но действительный образ мира; сущность его в торжестве социально тАУ всеобщего  и индивидуально- единичного ; жизнь его есть жизнь органической тотальности ; сила его есть сила Духа Божия, живущего в нем и творящего себя через него; право есть правота всеобщей воли ; уровень его есть конкретная нравственность, сотканная через слияния добродетельных душ; цель его есть  Духа Божия на земле тАУ свобода. Общий , схематически взятый, облик этого замысла во многом близок политическому учению Аристотеля; однако схема выполнения значительно приближает Гегеля затруднениям платоновского дуализма; то и другие , конечно , с сохранением всей глубокой оригинальности его самостоятельных социально- философских прозрений. 

    Основная сущность государства- это метафизически-конкретное единство эмпирически- дискретного множества людей. Первое условие наличности государства государства есть существование множества человеческих индивидуумов.1

   Множество людей, участвующих в государстве , не есть Влпростое множествоВ»2  , то есть толпа , лишенная связи и единства3,или Влагрегат частных лицВ»4, пребывающий в состоянии атомического распыления5. Такое состояние народа было бы Влсостоянием бесправия, безнравственности, неразумияВ»6;подобно Влвзволнованной стихии моряВ»7, народ как Влбесформенная массаВ» был бы Влэлементарен, неразумен и страшенВ» в своих движениях и деяниях8; это был бы не народ, а сброд черни, не populus, а vulgus, дикая, слепая силаВ»9, всегда готовая к саморазрушению.

   Все учение Гегеля о государстве есть учение о том , в чем состоит и как осуществляется спекулятивно- политический строй и порядок в условиях конкретно- эмпирического ; это есть своего рода Влспекулятивная политикаВ» , выслеживающая и описывающая те субъективные (то есть одинаковые у всех) и объективные (то есть общие для всех ) связи, наличность которых объединяет людей в единый народно- государственный организм, для этого должна образовываться   единая субстанция народного духа, жизненное содержание которого определяется термином ВлНравственностьВ», а жизненная форма тАУ ВлГосударствоВ». То есть в основе государства лежит  наличность определенного народного духа.

       Народный дух в своем зрелом виде есть торжество всеобщего самосознания и всеобщей воли. Он есть дух именно потому и постольку, поскольку самосознание и воля, вообще составляют основную природу духа; он есть народный дух именно потому и постольку,  поскольку его самосознание есть трижды всеобщее самосознание, и  его воля есть трижды всеобщая воля.  Народный дух есть всеобщее самосознания,  как  органическая конкретность множества единичных самосознаний и  сознаний. Словом, зрелое всеобщее самосознание состоит в том, что каждый знает, что и он сам, и другие признают его  самого и других, свободным через тождество и тождественным через свободу, притом через тождество и свободу, реальное в нем самом и других.

       Подобно этому, народный дух есть  всеобщая воля, как органическая конкретность множества единичных стремлений и воли. Эта воля всеобщая не только в том  смысле, что она есть разумная, цельная, правая и свободная страсть индивидуального духа, но и в том смысле, что она есть единая воля социального коллектива, в котором воля каждого совпадает по содержанию , по цели и по результатам тАУ с волей каждого из всех.

       В устах Гегеля Влдух народаВ», Влнравственная субстанцияВ» суть синонимы.10  ВлДух есть нравственная жизнь народаВ», или, иначе дух как действительная субстанция есть народВ». А так как субстанция есть всегда Влтотальность своих  членомВ», то народ может быть определен как  Влабсолютная нравственная тотальностьВ»11, или же как Влнравственная организация. Именно ВлнравственноеВ» составляет Влабсолютную связь народаВ»12  и от падения Влэтого элементаВ» развивает конкретность, \распыляя её на Влабстрактную единичностьВ». Народный дух, как зрелый (в своем элементе) совершенный образ мира, только и может быть целостной победой над стихией эмпирического хаоса и разъединения, ибо всякая цельность, всякое отпадение, всякая неполнота неизбежно превратили бы его в неудавшееся явление, то есть в частичное поражение освобождающегося Божества. Поэтому образ народного духа есть  подлинная действительность Идеи, Влсовершеннейшая организация разумаВ»13 в виде человеческого общества; Влв свободном народеВ» Влпоистине осуществлен разумВ»: он стал Влприсутствующим живым духом, в коем индивидуум  не только находит свое назначение, то есть свою всеобщую и единичную сущностьтАжВ»14 А это и значит, что добродетельный индивидуум есть реальный existenz-минимум нравственной субстанции народа. Народный дух как субстанция, единая во множестве своих органов, есть органическая ценность или ВлтотальностьВ» , то естественно , что эта органичность предполагает поставную и устойчивую организацию. ВлСращенность множества в единствоВ» есть уже само по себе строй и порядок.

   Если с обычной точки зрения можно сказать, что ВлгосударствоВ» есть форма народной жизни, то по Гегелю, Государство есть оформленная народная жизнь. Но есть схематический облик, или мыслимая абстракция, или юридическая форма, оно есть имманентно оформленное содержание, или форма наполненная содержанием, создаваемый ею самою.

Зрелость народного духа измеряется именно совершенством его государственного устройства, а государственное устройство определяется именно свойствами народного духа. ВлВ государстве все возникаетВ» из народного духа15.

   Нравственно живущий народ Влзнает свое государство и его деяния, как свою собственную волю и осуществлениеВ»16 ; он не отрывен от своей государственной ВлформыВ», ибо он живет ею, а она есть его способ жизни. Нельзя жить вне своего ВлспособаВ» жизни вне той жизни , которая его осуществляет. Поэтому государственное устройство народа зависит от характера и развития его самосознания17 и каждый народ имеет то устройство , которое ВлсоразмерноВ» и ВлсоответствуетВ» его духу.

   Если дух народа принимает форму государства, то это значит, что он слагается в государство, становится государством, что он сам есть государство; поэтому все , что по существу характеризует народный дух, характеризует тем самым и государство.

   Государство есть организм, где уровень низшего определяется и измеряется совершенством высшего. По Гегелю следует не ВлгосударствоВ» уподобляет ВлживотномуВ», а наоборот тАУ ВлживотноеВ» следует рассматривать как несовершенное, по ограниченности, подобие ВлгосударствуВ».

    Государство как органическая тотальность обладает силою и способностью поддерживать свое внутреннее единство, устанавливая положительные права и отрицательные пределы для своих подчиненных сфер18 ; и эта внутренняя деятельность его есть его собственная самоорганизация: разграничивая жизнь и творчество своих органов, оно творит Влархитектонику своей разумности блюдет Вл строгую соразмереностьВ», Влгармонию частейВ» и Влсилу целого19. Поэтому государство является духовно- нравственным организмом. Иными словами: между государством и нравственностью реального различия, а есть метафизическое торжество. Зрелое государство есть осуществленная и оформленная нравственность; зрелая нравственность есть спекулятивно- государственное единение людей. Только люди. Объединенные силою спекулятивного сращения. Сжившиеся до степени нравственного единения. Могут образовать государство. Гегель выражает это так: Влжизнь государства в индивидуумах называется нравственностьюВ»20.

   По своей глубокой, духовной сущности государство есть один из образов свободы, осуществленной в мире явлений21.Свобода, реализуемая его жизнью, есть свобода духа от инобытия. Это означает, что в государственной жизни народный дух сливается в тождество с индивидуальными душами, а индивидуальные души познают и осуществляют свое тождество с народным духом; и обе стороны, преодолевая таким образом эмпирическую разорванность социального множества, побеждают силою своего организованного единства отчужденность природы и ее вещей от самосознания и его высших целей.

    Истинное государство пребывает в ВлторжествеВ» со своими гражданами; оно не над ними, а в них; и этим оно осуществляет конкретную свободу22.

   Этот строй конкретной свободы может быть охарактеризован тем, что индивидуум ведет в ней ВлчастичнуюВ», а не ВлпубличнуюВ» жизнь, то есть жизнь, посвященную субстанциальной всеобщностиВ»23 и ее интересам; тогда он становится действительным гражданином, то есть органически в государство участником его. Гражданин ,не отличающий себя от своего государства и не противопоставляющий себя ему, принимает свои обязанности добровольно и не утрачивает своей свободы, повинуясь государству и закону. Воля гражданина свободно подчиняется законам своей родины и этим сливает воедино необходимость и свободу. Сознание гражданина относится с доверием к своему государству и не унижает себя до воззрения черни, согласно которому Влинтерес правительства и государстваВ» противоположен Влинтересу народаВ», то есть государственная жизнь слагается вне принуждения и насилия и правительство, которое бы обратилось к принудительным мерам при расхождением с народом создало бы только Влразрушение и разложение государствВ»24; оно попрало бы его истинную идею, то есть идею той Влсубстанциальной нравственности, с которой тождественна свобода для себя сущего самосознанияВ»25.В таком понимании Влгосударственная властьВ»- это ВлДоброВ», превратившееся в Влнеизменную сущность всех сознанийВ»26. Ее ВлправоВ» обеспечивает ее ВлправотоюВ» ибо она есть сила самого Добра, сама по себе сущая Влдуховная силаВ»27  или Влсама простая субстанцияВ» народного духа.

   Право, руководящее государственной жизнью, является внешнею силою, но его собственною творческою энергией, сосредоточенною мощью целого. Оно правит целым не потому, что оно само совпадает с этим целым28: оно само есть ВлживаяВ», Влорганическая тотальностьВ»29; или, если угодно, система энергий, ВлимманентноВ» и Влдлительно созидающаяВ»30 жизнь государства.

   Истинный гражданин- это добродетельный гражданин; его обязанности совпадают сего действительным, добровольно осуществляемыми и необходимыми состояниями и в то же время с его правами. Истинный гражданин не просто ВллюбитВ» сове отечество , но живет в нем и ради него. Поэтому патриотизм есть не случайное настроение его, но существенная сила его души, руководящая его делами и мотивирующая его решения. Цель государства есть  его собственная конечная цель; назначение гражданина в том , чтобы добровольно и радостно погружать свою жизнь в жизнь своей государственной субстанции; он знает это и в душе его живет сверхличное мужество, этот венец всех добродетелей.

   Жизнь государства протекает на уровне конкретной нравственности и личной добродетели, так, что само государство может быть определено как органическая тотальность добродетельных духов. А так как природа добродетели состоит в Влтворческом восприятии имманентного миру вездесущее БожиеВ», то можно сказать, что последняя основа государства- религия: Влгосударство покоится , согласно этому отношению на нравственном настроении, а это последнее на религиозномВ»31Не следует толковать это в том смысле, что государство должно быть подчинено религии или тем более в церкви. Правда религия и государство одно и тоже, именно высшее, что человек имеет и реализует; и можно сказать, что религия просто совпадает с Влосновою государстваВ»32. Гегель признает неверным такое понимание государства, при котором оно существует независимо от религии, само по себе, на основании какой- нибудь самостоятельной власти и силы33, а религия остается субъективным настроением индивидуумов.

Государственный способ жизни не может быть вытеснен или заменен религиозным: те, кто пытаются это сделать, делают ту же ошибку, как мыслители, останавливающиеся в познании на тАЮсущности" и не переходящие далее к тАЮбыванию" 5 и тАЮсущестВнвованию ". тАЮЦерковь" и тАЮгосуВндарство" различны и не заменяют друг друга, но различие это не в существе, а только в форме существования: 10 дело церкви тАФ веровать в Сущность', дело государства тАФ мыслить Сущность в ее земном существовании и через это творить ее осущестВнвление. Вот почему тАЮгосударство" стоит ближе к тАЮнауке", чем к тАЮрелигии".

Государство божественно, как зрелый образ нравственности, ибо нравственность и есть тАЮБожественный дух, живущий" в действительной наличности самосознания тАФ в тАЮнароде и его индивидуумах. 

Гегель говорит, что Государство тАЮесть божестВнвенная воля, как Дух, присутствующий и раскрывающий себя в действительный образ и организованный мир".9 Государство есть тАЮмир, который Дух создал себе", и потому его следует чтить, как тАЮбожественное на земле",10 а историю его постигать, как тАЮпуть Божий в мире"." А так как в целостном тАЮобразе" каждая часть и каждая деталь проникнута Духом целого и от него получает свое содержание и значение, то тАЮспекулятивная политика" слагается в учение о божественности всех учрежВндений, необходимых в совершенном государстве. Вот откуда у Гегеля возникает возможность рассматривать тАЮвысшее правительство как тАЮявление Бога ,  государственное устройствотАФкак тАЮБожественное и пребывающее", право монархатАФкак тАЮоснованное на божественном авторитете" 1 и т. д. Истинная философия, по его убеждению, не только не уводит от Бога и государства,2 но приводит к признанию того, что божественный дух есть субстанция государства, а государство есть действительВнность духа Божия на земле.

Оно задумано как зрелый и совершенный мировой образ и согласно этому должно быть начертано, силою спекулятивно-мыслящего воображения, на уровне тАЮконкретной нравственности" и тАЮличной добродетели". Однако это начертание естественно приводит к ряду серьезных затруднений. Спекулятивный филоВнсоф, утверждающий, что государство есть образ тАЮсвободной нравВнственности", тАЮорганического сращения" индивидуальных душ, всеобщего тАЮбескорыстия", тАЮдоверия" и патриотизма, не может закрывать себе глаза на то, что история слишком часто рисует государство прямо противоположными чертами: сколько раз политическая совместность людей вырождалась во всеобщее расВнпыление и деморализацию, в торжество своекорыстия и систему взаимного подозрения..

В идее тАЮсовершенного" или тАЮабсолютного" государства эмпирическая стихия преодолевается до конца как по объему человеческого состава, так и по ритму спекулятивной жизни, так, наконец, и по уровню духовного развития. НеобВнходимо прямо установить, что государство, в котором одно из этих условий отсутствует, есть, так или иначе, несовершенное государство, т. е. не тАЮабсолютное", а относительное, не тАЮбесВнконечное", а тАЮмирское и конечное": не тАЮосуществленный образ", а тАЮсуществующее явление".

И вот, если обратиться с этим критерием к тому тАЮгосударВнству", черты которого Гегель не раз пытался изобразить конкВнретно, то обнаружится, что оно скрывает в себе целый ряд тАЮпротивоположностей" и тАЮнеудовлетворительных" сторон, и приВнтом таких, которые не случайны для него, но вытекают из самой его природы. Оказывается, что сущность государства состоит в том, чтобы быть ограниченным во всех трех отношениях: и по объему человеческого состава, и по ритму спекулятивной жизни, и по уровню духовного развития. тАЮАбсолютное" государство остаВнется в этих ограничениях, несмотря на то что оно тАЮабсолютное", но именно потому что оно тАЮгосударство". И если это так, то тАЮидея" государства явится знаком, отмечающим не тАЮпобеду" Духа в человеке, а предел человеческого духа.}

В пределах одной и той же государственной общины нравВнственность одновременно пребывает в трех различных состояниях: семьи, гражданского общества и политического единения (собВнственно государства). Эти три состояния присущи каждому гражВнданину, создавая вокруг него как бы концентрические социальные круги людей и необходимых отношений-обязанностей, так, что участие в большем по объему и высшем по спекулятивному развитию круге предполагает участие в меньшем и низшем: только родившись и став членом семьи, человек может оказаться членом сословия и корпорации; только в качестве члена сословия и корпорации человек становится гражданином и участвует в государственной жизни. Сами же по себе эти круги относятся друг к другу как единичное (семья) к особенному (гражданское общество) и ко Всеобщему (государство), так что дух Всеобщего составляет живую сущность особенного и единичного; дух ВсеВнобщего и особенного составляет живую сущность единичного; а единичное и особенное входят во Всеобщее как его живые части. Так семья есть живое видоизменение сословие- корпоративного и государственного духа, и в то же время тАФ живая ячейка гоВнсударственной ткани.

Жизнь гражданского общества есть прежде всего тАЮсистема потребностей". Эта живая система развивается, индивидуализируется и утончается, заполняя горизонт души и превращая человека в тАЮсовокупность потребностей". Это заВнставляет его совершить освобождающую тАЮрефлексию" в себя, отделить себя от своих нужд и противопоставить им начало внутреннего произволения и организующего труда.

Жизнь гражданского общества как система хозяйственного труда посвящена не только тАЮформированию" естественного тАЮмаВнтериала", но и подготовке человеческих умений и способноВнстей, т. е. практическому и теоретическому образованию. ПоВнявляются машины, специализация и разделение труда, заверВншающее взаимную зависимость и связанность людей друг с другом:   создается система хозяйственного взаимопитания и заинтересованность каждого в труде и о имуществе всех остальВнных.

Жизнь гражданского общества как система имущественных состояний приводит к созданию тАЮвсеобщего имущества" (национального богатства), слагающегося из тАЮособенныхтАЮ состояний  т е принадлежащих отдельным людям капиталов и умении. Эти личные тАЮсостояния", различные от природы, рождения и развития, и подверженные влиянию случая, делают людей по необходимости неравными, а это неравенство делит все гражВнданское общество на тАЮсистемы" или тАЮмассы", получающие посВнтепенно характер различных сословии.

Принадлежность к тому или другому сословию определяется не только рождением и обстоятельствами, но в конечном счете субъективным мнением и произволом, скрывающим однако, за собою внутреннюю жизненную необходимость. Индивидууму необходимо принадлежать к известному сословию потому, что только через это он получает свою тАЮособенную действительность и нравственную объективность: сюда ведет его не только удовВнлетворение потребностей, но и необходимость приобщиться организму целого", тАЮсословной чести" и тАЮдобропорядочности необходимость получить какое-нибудь значение в тАЮпризнании других и в политической жизни государства.

Таких сословий три. Субстанциальное или непосредственное сословие живет земВнлевладением и земледелием,34  оно причастно непосредственной нравственности, покоящейся на семейных отношениях и на доВнверии, и слагающей поэтому в его пределах покойный и уравВнновешенный дух тАЮконкретной всеобщности".

Формальное, или промышленное, сословие живет тАЮформироВнванием естественного продукта"35; основа его существования в его труде, рефлексии и рассудке, а также в обмене с другими группами. Это сословие ремесленников, фабрикантов и торговВнцев  накапливая богатство собственными силами, вынашивает независимое самочувствие  и быстро приходит к развитию корВнпоративной жизни,36 к требованию свободы и порядка. А между тем богатство порождает бедность и бедняков, лишенных чести трудом зарабатывать свое существование; они вынашивают внутренний протест против богатых, против общества и правиВнтельства, и превращаются в бунтующую чернь   (начало эмпирического распыления).

Всеобщее сословие живет тАЮвсеобщими интересами общестВнва " и деятельность его посвящена государству.37 Оно представляет собою служилый класс (чиновники и военные ), и тАЮчастный интерес" его членов находит себе удовлетворение в их труде и пользу Всеобщего. Этот класс стоит .в зависимости от государства, и должен быть избавлен от низшей, хозяйственной работы и обеспечен или частною собственностью или жалованием.38

Гражданское общество осуществляет свое высшее призваниетАФабстрактное тАЮправотворчество" (Rechtspflege), предоставляя полиции и корпорации полВнноту жизненного правоосуществления в обширном и неопредеВнленном объеме бытовых деталей.

Полиция обслуживает жизнь общества извне и со стороны, поддерживая благоприятный праву общественный порядок: она предотвращает вредоносные случайности, устраняя все, что ей представляется опасным и подозрительным (сфера усмотрения, сдержанного добрыми нравами); она поддерживает ненаВнрушимую личную и имущественную безопасность," организует общеполезные работы, обеспечивает заработок неимущим, ведет надзор за семейным воспитанием, корпорацией и церковными организациями, организует благотворительность, пресекает чрезВнмерное обогащение и появление черни, заботится о развитии внешней торговли и колонизации. Она превращает этим гражВнданское общество в подобие тАЮвсеобщей семьи и вносит в его жизнь дух упорядоченного единства.

Делом корпорации является правовое осуществление особенВнных интересов через общественную самодеятельность.

Корпоративная жизнь свойственна преимущественно промышленноВнму сословию; она превращает своекорыстные цели его членов, через объединение, в общественное дело: индивидуум, вступая в корпорацию, приобщается духу конкретного единения и приучаВнется к относительно-бескорыстному служению;  в этом тАЮдоброВнпорядочном" служении тАФ он приобретает себе заслугу и тАЮчесть"39 и воспитывается к высшему и истинному бескорыстию политичеВнской жизни. Семья, воспитывая в душе тАЮстыд", и корпорация, приучая душу к чувству тАЮчести", являют сбою две опоры госуВндарственного бытия; а государство остается их всеобщей основой, целью и действительностью.

Государство есть зрелый венец семейной и общественной жизни. Гражданское общество добавляет к принципу семейной конкретности тАФ зрелую самостоятельность индивидуального саВнмосознания и элемент правового мышления (бытие законов и учреждений) и тем слагает атмосферу государственного бытия: государство есть конкретное объединение самостоятельных индиВнвидуумов, сознающих свое тождество со всеобщими законами и учреждениями государства, иными словами тАФ тождество свободВнной единичности со всеобщим.

Государство есть индивидуальный политический организм, имеющий свое внутреннее устройство, стоящий в отношении к другим политическим организмам (тАЮвнешнее государственное право") и восходящий через эти междугосударственные отноВншения, ко всеобщей тАЮидее" государства, тАФ на суд тАЮмировой истории".

Внутреннее устройство государства - это особенная  сила или  власть, на которые расчленяет себя единая властная жизнь государственной тотальности, в них,  учитываются и содержатся все особенные интересы граждан;  зная это, граждане знают себя в тождестве с учреждениями своего государства (тАЮдоверие" и тАЮпатриотизм"),  а учреждеВнния являются в результате этого тАЮстолпами публичной своВнбоды".

Государство в своем развитом и совершенном виде, вырабоВнтанном мировой историей, есть конституционная монархия и знает три власти: княжескую, правительственную и законоВндательную40.

Княжеская власть осуществляется монархом, который есть субъект, олицетворяющий суверенную субъективность государВнства и несущий в себе ее высшее проявление тАФ силу последнего решения. Монарх есть эмпирическая единичВнность  спекулятивно объединяющая в себе и тАЮидеализиВнрующая" все власти государства; он творит жизнь тАЮособенного", назначая и увольняя тех, кто тАЮсубсуммирует" особенное под всеобщие законы; наконец, он творит жизнь всеобщего, позВннавая его субъективно из глубины своей совести  и созидая его объективно в виде законов и учреждений41.

Правительственная власть осуществляет закон и решение монарха, тАЮсубсуммируя" под них всякое особенное жизненное содержание.42 Такова власть суда и полиции  ее осуществляют члены всеобщего сословия, которые жертвуют своими субъВнективными целями и самостоятельными интересами, и влагают в свое дело тАЮглавный интерес своего духовного и особенного существования". Это государственное служение, дающее права, обязанности  и вознаграждение, должно быть организовано так, чтобы в государстве было тАЮкак можно меньше" простого тАЮповиноВнвения" граждан и произвола чиновников;  служебная иерархия, ответственность должностных лиц и контроль общин и корпоВнраций тАФ таковы объективные гарантии от тАЮзлоупотребления влаВнстью";  господство добрых нравов, нравственное и умственное развитие народа и главное привычка ко тАЮвсеобщим интересам, воззрениям и делам" тАФ таковы субъективные гарантии законВнности в управлении.

Законодательная власть ведает созданием новых законов и самыми общими тАЮвнутренними обстоятельствами" государственВнной жизни43, определяя как то, что государство предоставляет индивидуумам (частно-правовые законы, права корпораций и государственное устройство в целом), так и обязанности подданВнных по отношению к государству (денежные взносы и личные услуги). В осуществлении этой власти участвуют монарх, правительство и тАЮсословия"

Участие тАЮсословий" в законодательстве необходимо не потоВнму, что народ будто бы тАЮлучше всего" знает свое тАЮблаго" или больше всего желает его. Напротив, та часть граждан, которая обычно называется тАЮнародом", отличается как раз тем, что она Влне знает, чего хочетВ»44  и тем более не знает, чего желает Разум. Такое знание есть тАЮплод глубокого познания и прозрения, которое именно не есть дело народа". Нет сомнения, что высшие должностные лица тАЮпо необходимости имеют более глуВнбокое и обширное знание природы, учреждений и потребностей государства, а также большую способность и привычку к этим делам и могут сделать лучшее и без сословий"; что же касается тАЮдоброй воли", то это лишь черни свойственно вечно предполагать тАЮу правительства злую или менее добрую волю". Скорее! следует ждать, что сословия внесут в государственные дела свой частный и особенный интерес в противоположность всеобщему.

Участие сословий в законодательстве необходимо потому, что этого требует тАЮсубъективная формальная свобода"  граждан: необходимо, чтобы граждане сами участвовали в ведении госуВндарственных дел, внося в него свое сознание, убеждение и волю, чтобы они жили в законах государства своим знанием, советом и решением, осуществляя этим тАЮсубъективный момент всеобщей свободы". К этому, конечно, присоединяется, на втором плане, большая осведомленность представителей в деятельности низших чиновников, в специальных потребностях и нуждах, а также полезное участие многих в тАЮпубличной цензуре", повышающей прилежание и очищающей мотивы политических деяний.

В деятельности сословий участвует эмпирическое множество граждан; многие, но не все, не говоря уже о женщинах и детях.h Это множество участников привлеВнкается на различных основаниях, в зависимости от принадлежВнности к сословию.

Члены всеобщего сословия несут правительственную службу и не участвуют в представительстве. Члены промышленного, или тАЮприватного", сословия участвуют не индивидуальным гоВнлосованием, но посылают в нижнюю палату  представителей, избранных от тАЮтовариществ, общин и корпораций", не связанВнных определенным мандатом, но органически представляющих в своем лице интерес своей социальной группы. Наконец, члены субстанциального сословия участвуют в верхней палате, котоВнрая посредничает между нижней палатой и короной так, как обе палаты посредничают между правительством и массою наВнрода. Члены землевладельческого сословия входят в верхнюю палату по праву рождения, в качестве собственников родовых и притом майоратных имений;  этим создается их независимость и от произвольной тАЮигры" выборов, и от тАЮблагосклонности" толпы, и от милостей правительства:  они уподобляются в этом князю и являются сразу тАЮопорою трона и общества". Об участии земледельцев Гегель нигде не обмолвился ни словом.

Освобождающее "значение представительства расширяется от того, что в его публичных   обсуждениях открыто форВнмулируется тАЮпубличное мнение", впервые созревающее до истинных суждений о государстве и правительстве45.  Органическая индивидуальность сообщает госуВндарству черты тАЮисключительности" и тАЮнезависимости" по отноВншению ко всякому другому государству;  ибо сущность всякого организматАФв его свободе от тАЮинобытия". тАЮПервая свобода" и тАЮвысшая честь" всякого народа тАФ жить в виде самостоятельного и независимого государства; u а это ведет к тому, что всякое государственное тАЮинобытие" является приходящей извне случайВнностью  и встречает организованное и внутренне объединенное отрицание:  государство как единая народная субстанция боВнрется за самоутверждение и в этой борьбе обнаруживается тАЮидеВнальность" всего единичного, т. е. жизни, собственности и прав его граждан. Спекулятивная сущность государства необходимо приводит его к войне а его граждан к высшему самопожертВнвованию во имя государственной Субстанции;  народ объединяВнется вокруг своей тАЮсубстанциальной воли", а она стоит в неВнпосредственном тАЮтождестве" с волею монарха, осуществляющего внешний суверенитет государства в войне и мире.

Встреча независимых и самостоятельных государств, полагаВнющая основание тАЮвнешнему государственному праву", остается внешним тАЮотношением"  и не может разрешиться в спекуВнлятивное тождество сторон, ибо самая сущность государства в том, что оно имеет особую тАЮсуверенную волю" и не способно к спекулятивному самоотречению46.

тАЮАбсолютный" тАЮобраз" государства  приемлет и санкционирует дефективный уровень жизни, по крайней мере (если отвлечься от многих деталей), в трояком отношении: во-первых, недостаток мыслящего участия во Всеобщем, т. е. дефект личного уровня жизни и группового объема в семье; во-вторых, недостаток конВнкретного сожительства и нравственной воли, т. е. дефект групВнпового способа жизни и личного уровня в гражданском обществе', и, в-третьих, недостаток гражданского самосознания и универВнсальной конкретности, т. е. дефект общеполитического уровня жизни и всемирного, общечеловеческого объема в политической общине, в государстве. И в результате этого тАЮидея" государства действительно оказывается знаком, отмечающим не тАЮпобеду", а тАЮпредел" человеческого духа.

Сноски:

Enc III тАУ EncyklopГдdie etc. Die Philosophie Des Geistes. Opera  Bd VII. Zweite Abtheilung

PhГдn тАУ PhГдnomenologie des Geites. Opera Bd II.

Diff тАУ Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems. Opera Bd I.

WГјrt тАУ WГјrtemberg. Opera Bd XVI .

Список используемой литературы:

А. И. Ильин -  ВлФилософия Гегеля как учение о конкретности Бога и ЧеловекаВ».

П. А. Кузнецов тАУ ВлНемецкие философы 18-19 векаВ».


1  Ср.: тАЬMenge von IndividuenтАЭ Lass 2 466

2  тАЬBlosse MehrheitтАЭ  Lass 2 466 тАЬ nur MengeтАЭ: Recht 397

3  тАЬBeziehungslosтАЭ: Lass 2 466 тАЬHaufenтАЭ: wurt 240

4 тАЬAggregat der PrivattenтАЭ:Enc III 415 ср.: wurt 240

5  Diff  242

6  Enc 2 415

7 Enc III 415

8  Recht 397

9 Enc III 415

10 Ср.: PhГдn 333

11 W. Beh 372; ср: Lass 2 419.466 w Beh. 411

12  тАЬdas absolute Band  des Volks тАУ das  SittlichтАЭ hass II 496; cp.:  тАЬdas Geistige Гјberhaupt und damit auch das sittlich ElementтАЭ:Rech 340

13  Diff 242

14 Phan 267

15 Ph. G50

16 Phan 540

17 тАЬVon der Weise und Bildun des SelstbewustseinsтАЭ Recht 360

18  Ср.:Recht 358

19 Recht  II

20  Ph.G 44

21  Ср.: Recht 64

22  Recht 321-322

23 Recht 221

24 тАЬZerrustung und AuflosungтАЭ:Enc Ш 419

25  Enc.Ш 438

26  Phan. 372-373

27  Cp.: Phan 372-373

28  Cp.: Enc Ш 410

29  Cp.: Enc Ш 410

30  Cp.: Enc Ш 410

31  Enc Ш 429

32 Cp.:Rel I 170

33  тАЬFur sich selbst schon und aus irgend einer Macht und GewaltтАЭ:Enc Ш 430

34 Recht 264.265 Enc III 396-397

35 Recht 266

36 Recht 307

37 Recht 267

38 Recht 267

39 Sp.: Recht 308-309

40 Recht 355

41 Recht 361.378

42 Recht 355,379

43 Recht 388

44 Recht 393, Enc 415-416

45 Recht 407

46 Recht  424

Вместе с этим смотрят:

Гераклит Эфесский и его учение о диалектике
Герцен А. И. и Достоевский Ф. М
Гносеология - теория познания
Город Солнца