История физической культуры Китая

ГОСУДАРСТВЕННАЯ   АКАДЕМИЯ   ФИЗКУЛЬТУРЫ                                         им.  П. Ф.  ЛЕЗГАФТА               КАФЕДРА  ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

     КУЛЬТУРЫ  КИТАЯ

                                                                         ГЕРИНА ОЛЬГА                                                                СПОРТИВНАЯ  АЭРОБИКА

                                                                               IV группа, I курс

                                             САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                                       1999 год

       Почему я выбрала эту тему? Начну с того, что говоря об истории физической культуры, первое, что приходит в голову - это Великая китайская культура с образованием всевозможных школ, монастырей. Создание китайским народом такого культурного наследия. А самое главное то, что не смотря на всевозможные катаклизмы, мировые войны, а так же "культурные революции" интерес к физической культуре, а именно к боевым искусствам только возрастает. Умение сохранить народное достояние и передавать его из поколения в поколение тАУ это большое достижение и преимущество китайского народа. Также хочу отметить, что не в коей мере ни умаляю такие достойные памятники физической культуры других народов, а именно Древних греков, Индусов, Японцев, Римлян и т.д., но все же хочу раскрыть тему Востока (Китая), поскольку в мой быт, а точнее в быт моей семьи все прочнее входит увлечение боевыми и оздоровительными видами искусства. Поскольку "ИФК и спорта изучение возникновения и развитие средств, форм, методов, теорий и система физического воспитания на разных этапах существования общества" тАУ считаю, что выбранная мною тема вполне уместна.

       Благодаря тому,  что в Китае существует "повальное" увлечение боевыми видами искусства и оздоровительными направлениями, важную роль в воспитании играет физическая культура. Начиная с раннего возраста, китайские детишки с удовольствием приходят на занятия. Уже в 5-6 лет выступают на соревнованиях, участвуют во всевозможных зрелищных мероприятиях, связанных с традициями китайского народа. Воспитание ребятам с детства прививает трепетное отношение к своей культуре, своим предкам, корням. Но самое главное, что вместе с этим они получают хорошее физическое развитие, познание жизненной философии и даже "контроль" над своим здоровьем. Ведь такие виды как тайцзицюань и цигун есть не что иное, как целостное оздоровление. Хочу отметить, что люди преклонного возраста также занимаются оздоровительными видами и иногда даже видами боевых искусств.

Зачатки ушу возникли раньше китайской государственВнности, но до IVтАФIII в. до н.э. еще не было систем (школ) ушу, была лишь подготовка воинов, Влвоинское ремеслоВ». ПервоВнначально оно имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебной дисципВнлины в специальных учебных заведениях.

К концу III века до н. э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием ВлуиВ». Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий и впоследствии стал синонимом к ушу В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техника работы с оружием. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений тАФ та-олу тАФ которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения.

В периоды ВлВесен и ОсенейВ» (770тАФ476 гг. до н. э.) и ВоюВнющих Царств (475тАФ221 гг. до н. э.) жили и работали крупВннейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан ими духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последуюВнщую пару тысячелетий. В I в н.э. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступать в поединках на помостах не чурались даже некоВнторые императоры), то китайские воинские искусства посВнтепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. ВозВнможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.

Примерно в VI веке в Китай пришел индийский миссиоВннер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в моВннастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде, именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские монахи помогли верВннуть престол второму императору династии Тан тАФ Ли Ши-миню тАФ и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин тАФ усэн (монах-боец).

В сунскую эпоху (960тАФ1279) немало монахов, в том чисВнле и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XII в. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. Но в 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. УвиВндев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеВнряна истинная традиция боевого искусства, и стал, ее возроВнждать. Он, фактически, создал новый стиль, доживший до наших дней.

После 1219 года, когда после завоевания Китая Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли ВлсэмуВ» (ВлцветноглазыеВ»), они имели меньше прав, чем монВнголы, но больше, чем китайцы. В официальных документах династии Юань их именовали ВлхуэйхуэйВ». Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань Влвсюду вступать в общины жителей приграничьяВ» стали из солдат крестьянами. Из этих людей, и прибывших при династиях Тан и Сун по морю арабских иммигрантов, а также принявВнших ислам китайцев сформировалась нация хуэйцзу (ВлмуВнсульманВ»). В течении более чем семисот лет своего сущесВнтвования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. ЗаВннятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.

В 1351тАФ1368 годах народное восстание Влкрасных повяВнзокВ», под предводительством Чжу Юаньчжана (который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династии Юань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой Чжу Юаньчжан и стал. Начался Влзолотой векВ» ушу

В XVI в. приморские провинции Китая стали подвергатьВнся опустошительным набегам японских пиратов. ВлПокарать бандитов и оберечь народВ» было предписано талантливому чиновнику Ци Цзигуану (которому к этому моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японВнские самураи без труда расправлялись с плохо организованВнными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому Ци Цзигуан, будучи знатоком ушу, решил привлечь в отряды местного ополчения бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала, Ци Цзигуан предпиВнсал всем своим воинам и даже высшему офицерскому состаВнву заниматься ушу. Сведя воедино многие тогдашние систеВнмы военной подготовки, он написал знаменитый трактат ВлЦзисяо синьшуВ» (ВлНовая книга записей о достижениях [в военном деле]В»). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVI век считается переломным в истории ушу

Правление династии Мин было эпохой стабильного, меВнтодичного совершенствования и мирного сосуществования различных школ. Однако ничто не вечно.

6 июня 1644 года Пекин был взят маньчжурскими войскаВнми. Минский император повесился, чтобы не попасть жиВнвым в руки завоевателей. Была установлена новая династия тАФ Цин тАФ которая, несмотря на поистине грандиозный размах национально-освободительной борьбы в Китае, сумела удерВнжать власть до 1911 года. Центром практики ушу стали тайВнные общества.

В течение всего XIX века Поднебесную сотрясали нароВндные восстания, направленные против маньчжурского влаВндычества и засилья иноземцев. Тайные общества, культивировавшие различные стили ушу, принимали на себя основВнной удар и в восстании ВлВосьми триграммВ», и в Опиумных войнах, и в великой народной войне тайпинов. Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание ихэтуаней (1899тАФ1901), вошедшее во всемирную историю под наВнзванием ВлбоксерскогоВ».

Несмотря на то, что разгром ихэтуаней привел к гибели значительного количества мастеров ушу, прочно укоренивВншиеся традиции боевых искусств не могли, разумеется, исВнчезнуть бесследно. Во время Синьхайской революции (1911тАФ 1913) и позднее, при правлении милитаристов, деятельность тайных обществ возобновилась с новой силой.

Правительство Китайской республика оказывало больВншую поддержку развитию ушу. Первый президент Китая Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) сам изучал тайцзицюань под рукоВнводством Цай Гуйциня. Его преемник тАФ генералиссимус Цзян Цзеши (Чан Кайши) тАФ также был не чужд боевых исВнкусств. Он лично присутствовал на гокао (Влгосударственные испытанияВ» тАФ нечто вроде всекитайских соревнований по ушу), которые проводил в Нанкине (тогдашней столице КиВнтая) Центральный институт гошу (Влнациональное искусстВнвоВ» тАФ так в период правления партии Гоминьдан называли ушу), основанный в 1928 году Ректором Института был геВннерал Чжан Чжицзян, покровительствовал ему министр обоВнроны Фэн Юйсян. Другой крупной организацией, развивавВншей ушу, была основанная в 1909 году в Шанхае Ассоциация Цзиньу (ВлАссоциация истинных боевых искусствВ»). Обе орВнганизации имели филиалы во всех провинциях Китая (АссоВнциация Цзиньу тАФ и за рубежом, в местах компактного проВнживания китайцев: Вьетнаме, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах и т.д.), преподавали там крупные мастера, храВннители истинной традиции. Во время второй мировой войны многие мастера ушу воевали в армии или партизанских отВнрядах, внеся свой вклад в дело победы над Японией.

После прихода к власти коммунистической партии и обВнразования КНР правительство обратилось к мастерам ушу с призывом выйти из подполья, мотивируя это тем, что все мотивы для тайной деятельности остались в прошлом (власть маньчжуров свергнута, японцы изгнаны, страна объединена под единой властью). Правительству поверили, и в 1953 году в Тяньцзине с 8 по 12 ноября прошла Первая Всекитайская национальная спартакиада, 75% которой заняли выступлеВнния по ушу. Было продемонстрировано 139 стилей ушу, проВнведены поединки по рукопашному бою (без какого-либо заВнщитного снаряжения), по бою на коротком оружии (мечах) и бою на длинном оружии (шестах и копьях), а также соревВннования по такому древнему национальному виду состязаВнний, как поднятие тяжестей. Увидев такую мощь (в поединВнках практически не было травмированных) правительство испугалось тАФ мало ли куда повернет эта сила в будущем. Большинство тайных обществ было разогнано.

Параллельно из нескольких мастеров и историков ушу, согласившихся сотрудничать с государством (так как искренВнне считали, что ушу нуждается в реформировании), была соВнздана комиссия по реформе ушу. Известный мастер Цай Луньюнь на основе своего фамильного стиля хуацюань (расВнцветающий кулак), а также ряда других северных стилей тАФ чжацюань (кулак семьи Чжа), паоцюань (пушечный кулак), хунцюань (кулак потока), пигуацюань (кулак рубки и подвеВншивания), шаолиньцюань (кулак монастыря шаолинь) тАФ создал новый спортивный синтетический стиль чанцюань (длинный кулак). На основе пяти стилей провинции Гуан-дун (стили семей Хун, Цай, Ли, Лю и Мо) был создан синтеВнтический спортивный стиль наньцюань (южный кулак). НаВнзвания приемов заменялись на технические, лишая их тем самым духовной наполненности (согласитесь, Влудар, раскаВнлывающий горуВ» тАФ это одно, а Влхлопок кулаком по ладониВ» тАФ совсем другое). В период ВлВеликой пролетарской культурной революцииВ» (1966тАФ1976) занимавшиеся ушу подверглись массовым репрессиям за Влпотакание феодальным пережитВнкамВ». Однако в это время благодаря кинобоевикам начался рост популярности ушу за рубежом, и дабы не портить межВндународного имиджа КНР, ушу оставили в покое.

Сейчас государство по-прежнему проводит политику преВнвращения ушу в спорт. Среди молодежи, не видевшей исВнтинного ушу, популяризируются чан-цюань и нань-цюань, а также спортивные и оздоровительные версии древних стиВнлей. Созданы правила проведения поединков (бой по правиВнлам тАФ вещь в традиционном ушу просто немыслимая). Как говорят народные мастера, Влчтобы побеждать в поединках по правилам саньшоу, нужно заниматься боксом, а не ушуВ». ТраВндиционное ушу продолжает существовать, но не пересекаВнясь с государственным.

       Всекитайская академия ушу находится в Пекине. По существу она является одним из факультетов здешнего института физкультуры, но пользуется некоторой автономией и работает по особой программе, цель которой сделать этот вид всемирным, завоевать всеобщее признание. А пока в Академии проходят курс наук сотни молодых людей, с детства  достаточно изучивших его приемы и методы, истоки которых теряются в глубине доисторических времен.

       Даже весьма поверхностное знакомство свидетельствует о том, что мы имеем дело не просто с видом спорта, а с целой культурой физического воспитания, выдержавшей все испытания и сохранившей себя для современного человека. Мы по существу знаем лишь одну из разновидностей ушу тАУ сугубо боевую, предназначенную для активной самообороны. Именно она привлекает у нас многих молодых людей, жаждущих получить в свои руки, так сказать оружие без оружия. Но для китайцев ушу нечто несоизмеримо большее и они готовы со всем миром поделиться своими знаниями.

       В Академии ушу учится немало студентов из Европы и Америки. Девочки, которые овладевают приемами ушу, удивительно пластичны. Этот вид спорта приемлем для людей всех возрастов и полов.

       Помимо ушу, китайские студенты, как и в нашей академии имени Лесгафта, изучают все необходимые для образования науки.

       Восточные боевые искусства тАУ явление очень сложное, многоликое, оценки его неоднозначны. Очевидна однако, жизнестойкость традиции, ее необыкновенная приспособленность к разным социально-историческим и культурным условиям, при неизменной притягательности для западной цивилизации. Проникая в другие страны, утрачивают изначальную ценность и обособляются три главных направления: лечебно-оздоровительная гимнастика, спортивные единоборства и рукопашный бой. Есть и другие направления. В них преобладает влияние западной культуры. Это культивирование в рамках профессионального спорта одной из разновидностей контактного каратэ (кик-боксинг, фул-контакт), а также распространение многочисленных форм многочисленных форм шоу-бизнеса на базе боевых искусств Востока (они смыкаются с искусством цирка, балета, киноискусства). Существуют также обособленные виды борьбы с традиционным оружием. Наиболее популярно японское кэндо тАУ фехтование на самурайских мечах. Самостоятельную группу боевых искусств составляют виды, использующие стрелковое или метательное оружие, наиболее известно японское кюдо тАУ стрельба из лука. Еще одну группу боевых искусств можно связать с особыми условиями подготовки и проведения боевых действий. В Японии например, имелись школы плавания, специализировавшиеся на технике преодоления стремительных горных потоков. Особую разновидность составляла борьба в воде. Однако наряду с естественной специализацией видов и разновидностей боевых искусств, надо иметь в виду их принципиально многоборческий характер. Независимо от специализации, каждый воин должен был быть знаком со всеми видами борьбы и традиционного искусства.

       Имея в виду эту глубинную культурологическую предпосылку жизнеспособности восточных боевых искусств, обратимся к наиболее уникальным чертам традиции. Как род военной профессии и системы рукопашного боя, эти искусства не являются чем-то исключительным. Множество аналогов мы находим в истории разных народов тАУ у древних египтян, скифов, славян, скандинавов и других. А вот то, что целое сем5йство боевых искусств в средние века было поднято от уровня просто боевой техники до уровня "воинского пути", сыграло в развитии восточных боевых искусств решающую роль, и определило ее общекультурную ценность. Ключевую, "культурообразующую" роль, сыграли в этой метаморфозе даосизм, чань-буддизм и дзэн. Их влияние оказалось всепроникающим и проявилось не только в мировоззренческих установках, но и в методах психологической подготовки, в конкретных методиках обучения технике и тактике рукопашного боя.

       Школы боевых искусств исторически складываются как общности, объединения, возглавляемые мастерами-учителями. Там существует определенная иерархия, определяемая уровнем мастерства и духовной зрелости членов школы тАУ мастер, старшие и младшие ученики. Истоки этой иерархии лежат в семейно-родовых устоях организации профессиональных средневековых объединений. Личностная основа обучения в школах боевых искусств, их внутренняя сплоченность и внешняя автономность требовали разработки особой разветвленной системы личностно-профессионального отбора учеников, контроля за процессом обучения и оценки его результатов. Размышляя сегодня об аспектах жизнеспособности восточных боевых искусств, обсуждая перспективы развития этой традиции, мы не можем не задумываться и о том, что именно и в каком отношении приемлемо для наших современников и соотечественников. Совершенно очевидно, что нормы и принципы средневековой, да еще и инонациональной культуры не могут сохраниться без изменений. Достаточно обратиться для этого к опыту ассимиляции восточных единоборств на Западе. В тоже время любое культурное наследие требует бережного к себе отношения. Важно, отвергая преходящее, внешнее, не упустить вечное, сущностное, имеющее общечеловеческую ценность.

       тАжПровинция Хэнань, раскинувшаяся в районах среднего и нижнего течения Хуанхэ, не только имеет многовековую традицию истории и культуры и славится множеством памятников старины, но и является местом, где зародилась известная школа ушу тАУ шаолиньцюань. Нескончаемый поток китайских и зарубежных туристов приезжает в живописные места горы Суньшань, где находится старинный храм Шаолиньсы, чтобы своими глазами увидеть шаолиньское искусство, о котором они так много наслышаны. Дворец ушу располагается в 700 метрах к востоку от храма Шаолиньсы, в красивом месте, где с одной стороны вздымается вершина Ужуфэн, а с другой тАУ течет рек Шаосихэ. Само сооружение Шаолиньского дворца имеет площадь в 7200 кв. м., а занимает общую площадь в 30 000 кв. м. Все строения архитектурного ансамбля выполнены в старинном стиле. Во дворце имеется большой зал состязаний, тренировочный комплекс, а также ресторан и гостиница.

       Шаолиньский дворец стал самым крупным современным комплексом ушу.

Вместе с этим смотрят:

Легкая атлетика
Лечебная физическая культура при бронхите
Лечебная физкультура при пиелонефрите
Лыжи