Основные методы социологического опроса

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МВД РОССИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО СОЦИОЛОГИИ

на тему:

ВлОсновные методы

социологического опросаВ»

Подготовил слушатель:

ФП ФЭК  курс I

группа 414

Ежова А.А.

Проверил рецензент:

______________________

______________________

2002г.

С термином ВлсоциологияВ» каждый из нас встречался неоднократно.

В современной жизни она, как говорится, у всех Влна слухуВ». ТелевиВндение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опВнросов населения по самым разнообразным проблемам. СоциологичеВнские службы парламента, Президента, различных исследовательВнских центров изучают общественное мнение по важнейшим социВнально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовВнлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в колВнлективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживаВннием, работой различных организаций, сферы услуг.

Любая наука в процессе познания определенной обВнласти действительности использует определенные спосоВнбы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета. Научный метод, таким образом, представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью коВнторых приходят к научным истинам. Учение же о метоВндах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии тАФ открывать, обобщать и разъясВннять методы научного познания.

Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые они используют для познания предмета своего исследования. В этой связи встает вопрос, какова специфика социологического меВнтода? Следует сразу сказать, что социологический метод формировался в процессе становления самой социолоВнгии, В этом смысле история социологии может быть расВнсмотрена как история формирования и развития социоВнлогического метода применительно к анализу явлений общественной жизни. При этом важно подчеркнуть, что социологический метод развивался в динамике тАФ от позитивизма и материализма в анализе общества к метоВнду понимающей и формальной социологии, и далее к их определенному синтезу в рамках метода структурно-функционального анализа общества.

Структурно-функциональное понимание метода социологии базируется на основных положениях функциоВннализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элеВнментов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как стаВнбильная система, все части которой хорошо интегрироВнваны, хотя каждая и имеет свою функцию.

В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помоВнщью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологиВнческих данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения социолоВнгической информации.

Социологический опрос тАФ это метод получения перВнвичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исВнследователем и респондентом с целью получения от посВнледнего необходимых данных в форме ответов на поставВнленные вопросы.

Суть метода сводится к общению исследователя пряВнмо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форВнме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общеВнния состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой тАФ исходить из того, что источником информаВнции выступают рядовые участники изучаемых процесВнсов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Выбор вида опроса определяется целями исследоваВнния, его организационно-экономическими возможностяВнми, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие усВнловия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основВнные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюВнер, который представляет авторов исследования и реаВнлизует цели исследования в ситуации опроса.

Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (пубВнликуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидносВнтей анкетного опроса.

Что такое социологическая анкета? Это объединенВнная единым исследовательским замыслом система вопВнросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социВнальных фактах, явлениях, процессах.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольВнких частей. Первая тАФ вводная тАФ представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратВнко говорится о целях и задачах исследования, подчеркиВнвается его значение, сообщается о том, как будут исВнпользованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимВнность ответов.

Вторая часть анкеты тАФ основная. Она содержит вопВнросы (их блоки), направления на получение необходиВнмой информации. Поскольку анкета должна способствоВнвать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. ВначаВнле рекомендуется поставить ВлконкретныеВ» вопросы тАФ простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес,

расположить респондента к активному заполнению анВнкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

В третьей части анкеты тАФ так называемой ВлпаспортичкеВ» (она иногда помещается вначале) тАФ выясняются социально-демографические характеристики опрашиваВнемых: их пол, возраст, семейное положение, образоваВнние, социальное происхождение, профессия, место учеВнбы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

Интервьюирование тАФ это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:

тАв при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

тАв этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировВнки, ставить дополнительные, вопросы;

тАв опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социВнологической информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. ИнВнтервьюирование тАФ сложный, трудоемкий процесс, треВнбующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интерВнвьюера и респондента.

Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) тАФ в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулиВнрованных вопросов и вариантов ответов. Но формулировВнки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минимальВнной стандартизацией поведения интервьюера, здесь цаВнрит раскованная беседа по поставленной проблеме.

Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляВнется, говорит о целях и задачах исследования, гарантиВнрует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосВнферы для интервью. Задаются первые вопросы по содерВнжанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствоВнвал, что полностью ВлвошелВ» в беседу, она может приобВнретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.

Методы сбора социальной информации (выборка, анализ

документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проВнблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравниВнтельно невелик и социолог располагает достоверными силами и возВнможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуВнществляется выборка.

В программе должно быть четко указано:

  • Каков объект эмВнпирического исследования.
  • Является исследование сплошным или выборочным.
  • Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.

Репрезентативность тАФ это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительВнные элементы генеральной совокупности.

Генеральная совокупВнность тАФ это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологичесВнкого исследования.

Вторичная совокупность (выборка) тАФ это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специВнальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совоВнкупность, называется ее объемом (объемом выборки).

Существует ряд процедур осуществления выборки.

  • Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяетВнся на каждой ступени.
  • Что является основой выборки (список, картотека, карта)?
  • Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.

Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, сущеВнствующих в системе крупных государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распростраВнненной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим реВнпрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабоВнчие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогаВнтельном производстве. Для исследования малых предприятий, заняВнтых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленносВнтью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень отбора тАФ отбор малых предприятий, занятых в основном производстВнве. По показателям, характеризующим эффективность деятельносВнти, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эфВнфективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного Влшага отбораВ». Третья ступеньтАФв отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным, и его результаВнтам нельзя доверять.

Важная часть методического раздела программы тАФ обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров тАФ 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами трех уровней:

  1. эксперты группы А, занимающие более высокую должность;
  2. эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;
  3. эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.

Таким образом достигалась максимальная возможность объективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного тАФ исполнителя, сотрудника и товарища по работе тАФ смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметичеВнское всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-психологичеВнскую характеристику. Психологическая предрасположенность к упВнравленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кутта. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной усВнтойчивости и самостоятельности суждений.

При определении методов сбора информации социолог долВнжен принять во внимание ряд моментов:

  • оперативность и эконоВнмичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качестВнву данных;
  • ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще ВлхорошихВ» или ВлплохихВ» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаВнче;
  • надежность метода обеспечивается не только его обоснованноВнстью, но и соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финанВнсов является анализ документов. Он имеет и ряд других преимуВнществ по сравнению с другими методами:

  • Анализ документов позволяет оперативно получить фактоВнграфические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.
  • Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой инВнформации:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверВнной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов;

б) часть этой информации устаревает;

в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатыВнваться, переосмысливаться социологом;

г) подавляющее большинство данных в ведомственной докуВнментации не содержит информации о состоянии сознания работниВнков. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когВнда для решения задачи достаточно фактографической информации.

Однако в большинстве случаев исследователь должен прибеВнгать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тесВнтированию и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематичесВнком непосредственном восприятии и регистрации социальных факВнтов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимущестВнвом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данВнных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода являВнется то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвеВнчать на вопросы.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительВнности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретаВнцию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложВнность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, вклюВнченное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систеВнматическое и т. д.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей тАФ респондентов с вопросами, содержание котоВнрых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических инВндикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку поВнлученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в киВннотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групВнповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется в ряде случаев:

  • Когда изучаеВнмая проблема недостаточно обеспечена документальными источниВнками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
  • Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
  • Когда предметом изучения являютВнся элементы общественного или индивидуального сознания: поВнтребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.
  • В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых хаВнрактеристик и для перепроверки данных, полученных другими меВнтодами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • Социология. Учебник для юридических вузов. СПб, издательство ВлЛаньВ», СПб Университет МВД РФ, 2000
  • Социология. Курс лекций. Радугин А.А., Радугин К.А., Москва, издательство ВлЦентрВ», 1997

Вместе с этим смотрят:

Основы современного социального управления
Основы социально-психологических методов управления
Основы социокультурного проектирования
Особенности преодоления социально-экономических противоречий в Англии и Франции