<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 1. Наименование вида деятельности.
 2. Описание вида деятельности.
 3. Входы процесса, присущие виду деятельности.
 4. Выходы процесса, присущие виду деятельности.
 
 
  В последующем каждый конкретный вид деятельности необходимо детализировать по требованиям этапа 5.2 либо в форме по операционной таблицы, либо алгоритмической схемы.
 
 Инструкции по заполнению и порядок приводится ниже:
 №
 п/п Наименование
 вида деятельности
  Описание вида деятельности Входы процесса, присущие виду деятельности Выходы процесса, присущие виду деятельности 1 2 3 4 5 Приводиться наименование вида деятельности Приводиться краткое описание вида деятельности Приводиться условное наименование входа процесса. Приводиться условное наименование выхода процесса.
  Результатом описания перечня видов деятельности является заполненная форма 7 данной методики.
 
  Во-вторых, при разработке новых и внесении изменений в действующие регламенты процессов, структура описания каждого выявленного вида деятельности процесса формируется с использованием следующих подразделов:
 
 № п/п
 Характеристики вида деятельности Описание или
 ссылка на документ 1 2 3
 1.
 Наименование вида деятельности процесса
  Например, Заключение договоров 2. Наименование документа, регламентирующего порядок выполнения вида деятельности
  Например, Процедура заключения договоров 3. Критерии или требования, на основании которых оценивается качество выполнения вида деятельности
  Например, отношение полученных заявок к принятым 4. Наименование документов, подтверждающих качество выполнения вида деятельности
  Например, проанализированные заявки 5. Контрольные точки вида деятельности
 (Может быть несколько!)
  5.1.1. Контрольная точка вида деятельности, подлежащая проверке Например, получение заявки 5.1.2. Критерии оценки качества продукции вида деятельности в контрольной точке Например, отношение полученных заявок к принятым 5.1.3. Методы оценки качества продукции вида деятельности в контрольной точке Например, "мозговой штурм" 5.1.4. Документ, подтверждающий качество продукции вида деятельности в контрольной точке Например, проанализированные заявки
  Результатом описания вида деятельности является заполненная форма 8 данной методики.
 
  Этап 5.2 Описание операций процесса
  В случае, если деятельность описываемого процесса изначально представляет из себя ряд действий четкую и однозначно воспринимаемых в качестве последовательности, то при разработке новых и внесении изменений в действующие регламенты процессов, во-первых необходимо сформировать перечень операций (этапов) процесса, которые направлены на реализацию процесса с одновременной привязкой входов и выходов процесса к операциям с использованием следующих подразделов, одновременно, необходимо соблюдать очередность их реализации при поэтапном протекании процесса:
 
 1. Наименование операции.
 2. Описание операции.
 3. Ответственный исполнитель (владелец операции).
 4. Входы процесса, присущие операции/поставщик.
 5. Выходы процесса, присущие операции/потребитель.
 6. Требования к ресурсам.
 
  Инструкции по заполнению и порядок приводится ниже:
 
 №
 п/п Наименование
 операции
  Описание операции Ответственный исполнитель Входы процесса, присущие операции/поставщик Выходы процесса, присущие операции/потребитель Требования
 к
 ресурсам 1 2 3 4 5 6 7 Приводиться наименование операции Приводиться краткое описание операции Приводится наименование подразделения или должностного лица в соответствии с штатным расписанием. Приводиться условное наименование входа процесса. Приводиться условное наименование выхода процесса. Приводиться краткое описание операции
 
  Результатом описания операций процесса является заполненная форма 9 данной методики.
 
  На данном этапе возможно формирование алгоритмических (графических) схем реализации процесса. С этой целью возможно применение следующих элементы схем:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  начало/конец обработка документ принятие проверка
  решения
 
 
 
 
 
  доработка точка передачи сплошная линия
 
 
  На данном этапе необходимо так же сформировать матрицу ответственности за выполнение операций процесса, входящих в состав процесса.
 
 № п/п Наименование операции процесса 1 2 ...... N И О ..... У
 
 
  Список обозначений матрицы ответственности:
 О - ответственный, отвечает за проведение действий операции и конечный результат операции (возможен только один),
 У - участвует в проведение действий по операции,
 И - получает информацию о проведении действий операции процесса и результатах.
 Возможно внесение дополнений по необходимости.
 
  Список должностных лиц по штатному расписанию:
 1 - должность 1;
 2 - должность 2;
 N - должность N.
 
 
  Результатом формирования матрицы ответственности является заполненная форма 10 данной методики.
 
 
  Этап 6. Определение показателей процесса
 
  Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы (п. 3.4.1) [ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.4.1].
  Управляющие воздействия процесса - входные потоки, определяющие, регулирующие и/или влияющие на процесс. Управляющие воздействия охватывают процедуры, методы, планы, стандартные методики, стратегию и законодательство [BS 6143:1992].
  Продукция - результат процесса [ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.4.2].
  Показатель процесса - количественный и/или качественный параметр, характеризующий процесс и его результат.
  Удовлетворенность потребителей - восприятие потребителями степени выполнения их требований[ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.1.4].
  Требование - потребность или ожидания, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Установленным требованием является требование, которое определено, например в документе. [ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.1.2].
  Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.2.14].
 
  Формируется система показателей, по которым возможно оценить степень достижения запланированных мероприятий, т.е. результативность.
 
  Структура описания показателей процесса формируется с использованием следующих подразделов для трех групп показателей деятельности (показатели реализации процесса, показатели продукции (услуги), показатели удовлетворенности потребителей процесса):
 
 1. Наименование показателя.
 2. Описание показателя.
 3. Методика расчета показателя.
 4. Записи результативности процесса.
 
 
 
 
 № п/п Наименование показателя Описание показателя Методика расчета
 показателя Методы мониторинга
 выполнения процесса Методы анализа процесса Записи результативности процесса 1 2 3 4 5 6 6 1. Показатели реализации процесса Приводится условное наименование показателя процесса.
 Например: производительность, рентабельность, затраты и др. Приводится текстовое (формула, иное) описание содержания показателя процесса, а также приводиться распорядительный документ, которым доводятся цели подразделения (приказ, план и др.). Приводится порядок расчета показателя в организации или ссылка на документ ее содержащий. Приводится порядок сбора оперативной информации о выполнении процесса. Приводится документ, в котором отражен порядок анализа процесса и формирование отчетной документации на основании проведенного анализа информации. Приводится документ, в котором зарегистрированы свидетельства результативности процесса. 2. Показатели продукции (услуги) - // - Например: время цикла, время реагирования, уровень дефектности и др. - // - - // - - // - - // - - // - 3. Показатели удовлетворенности потребителей процесса - // -
 Например: степень удовлетворенности клиентов и др. - // - - // - - // - - // - - // - Результатом описания показателей процесса является заполненная форма 12 данной методики.
 
 
  Этап 7. Определение рисков процесса
 
 Риск - степень опасности воздействия на процесс неблагоприятных событий, а также их возможных последствий, которые могут нанести определенный ущерб или препятствовать достижению целей процесса.
 Риск - функция вероятности наступления риского события и степени его негативного воздействия, которое будет этим событием оказано в случае его наступления.
 Предупреждающие действие - действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации [ГОСТ Р ИСО 9000-2001 п. 3.6.4]
  Риски возникают в следствии внешних воздействий, на которые организация не способна влиять или возможность влиять экономически нецелесообразна. Риск - это вероятность возникновения потерь, т.е. событие которое может произойти, а может не произойти. Под управлением риском мы понимаем предпринятие некоторых предупреждающих действий, которые позволяют в некоторой степения порогнозировать наступление рискового события и снижать степень риска. Здесь важно отметить связь риска процесса с показателями процесса, т.е. результатами, которые будут получены после преобразования входов в выходы.
 
 
  Структура описания рисков процесса формируется с использованием следующих подразделов для двух групп потенциальных рисков (риски потребителя, риски организации):
 1. Наименование риска.
 2. Описание риска.
 3. Степень влияния риска.
 4. Правило принятия решения.
 5. Описание критерия.
 6. Предупреждающие действия.
 7. Записи, подтверждающие проведение действий.
 
 № п/п Наименование риска Описание
 риска Степень
 влияния
 риска Правило принятия решения Описание критерия Предупреждающие действия Записи, подтверждающие
 проведение действий 1. Риски потребителя Приводится условное наименование риска потребителя.
 Например: по угрозе жизни, здоровью и безопасности и др. Приводится текстовое описание риска потребителя. Приводится оценка степени влияния риска на потребителя в соответствии со шкалой оценки. Приводится правило принятия решения в соответствии со шкалой оценки. Приводится критерии, на основании которых делается вывод об отнесении к той или иной степени влияния. Приводится
  порядок осуществления предупреждающих действий.
 
 Например: дублирование поставщиков, разделение партий при транспортировке, хранение в материала в разных местах или иное...
 
  Приводится документ, в котором зарегистрировано свидетельства проведения предупреждающих действий. 2. Риски организации Приводится условное наименование риска организации
 Например: Неплатежеспособность клиента и др. - // - Необходимо определить качественные составляющие оценки риска.
 
  Напрмер: высокая, средняя, низкая степень риска, т.е. - это представляет шкалу оценки риска.
 
 Необходимо определить для каждого риска соответствующую степень.
 
 Также приводиться количественная оценка риска по шкале: малый, средний, большой.
 
 Например: оценить риск возможно через показатель риска R = L / Q,
 где L - величина потерь, обусловленная риском, а Q - объем продаж.
 
 Например: Результаты оценки риска фиксируются в карте риска, где по оси ординат представлена степень риска, а по оси абцисс количеситвенная оценка потерь. При нанесении на график рисковых событий возможно получить карту риска процесса.
  Приводиться для соответствующей оценки риска решающие правило, которое позволяет запустить мехагнизм предупреждающих действий.
 
 Например: привышение средней степени риска на 5%.
 
 Например: Результаты регулирования риска фиксируются в организационно-распорядительных документах организации и т.п.
  Приводится критерии, на основании которых делается вывод об отнесении к той или иной степени риска.
  Приводится порядок осуществления предупреждающих действий в случае отличия от стандартного или приводиться ссылка на документированную процедуру "Корректирующие и предупреждающие действия".
  Приводиться документ, в котором зарегистрировано свидетельства проведения предупреждающих действий и действий по управлению риском (карта риска, распоряжения, повторная оценка риска и др.).
 
  Результатом описания рисков процесса является заполненная форма 11 данной методики.
 
 
 
  Этап 8. Определение критериев постоянного улучшения процесса
 Постоянное улучшение - повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнять требования [ГОСТ Р ИСО 9000-2001 п. 3.2.13]. Требования могут относиться к любым аспектам, в частности к результативности.
 Показатель процесса - количественный и/или качественный параметр, характеризующий процесс и его результат.
  Структура описания критериев постоянного улучшения процесса формируется с использованием следующих подразделов:
 1. Описание критерия.
 2. Правило принятия решения.
 3. Действия по улучшению.
 4. Записи, подтверждающие проведения действий.
 
 Инструкции по заполнению и порядок приводится ниже:
 
 № п/п Описание
 критерия Правило принятия решения Действия
 по улучшению Записи, подтверждающие
 проведение действий 1 2 3 4 5 Приводится текстовое описание критерия постоянного улучшения процесса относительно достижения или не достижения запланированных результатов, выражаемых в показателях:
 * Реализации процесса.
 * Продукции процесса.
 * Удовлетворенности потребителя процесса, которые определены на этапе 7. Приводится правило принятия решения в соответствии со шкалой оценки, позволяющие предпринять необходимые действия. Приводится порядок осуществления действий по улучшения.
  Приводится документ, в котором зарегистрировано свидетельства проведения действий по улучшений.
  Результатом описания критериев постоянного улучшения является заполненная форма 13 данной методики.
 
  Этап 9. Формирование обязательных приложений регламента процесса
 
  Информация - значимые данные [ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.7.1].
  Документ - информация и соответствующий носитель [ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.7.2].
  Запись - документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности [ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.7.6].
  Соответствие - выполнение требования [ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.3.6.1].
  На данном этапе сформировать перечень документов системы менеджмента качества, на которые в регламенте описываемого процесса присутствуют ссылки:
 
 № п/п Перечень документов СМК 1 2 1. Приводится полное наименование документа СМК, позволяющие однозначно идентифицировать документ СМК, а также его статус, на который в данном регламенте присутствуют ссылки.
 Например: должностные инструкции, инструкции по ТБ и ОТ и др.
  ... - // - N. - // -
  На данном этапе сформировать перечень записей процесса:
 
 №
 п/п Перечень записей процесса Ссылка на документ, в котором приводится форма документа 1 2 3 1. Приводится полное наименование документа СМК, в котором фиксируются свидетельства соответствия установленным требованиям.
 Например: план, заявка и др. Приводится полное наименование документа СМК, позволяющие однозначно идентифицировать документ СМК, а также его статус, на который в данном регламенте присутствуют ссылки (Возможно, что форма, регистрации впервые приводиться в регламенте описываемого процесса). ... - // - - // - N. - // - - // -
 
  На данном этапе в приложении привести формы регистрации записей процесса, которые вводятся в действие данным регламентом описываемого процесса.
 
  Результатом описания является заполненные формы 14 и 15 данной методики.
 
 
  Этап 10. Формирование регламента процесса
  Формирование регламента процесса осуществляется путем поэтапного заполнения форм 1 - 15 подпункта 6.2.2 данной методики и представления регламента процесса в форме документа по п. 6.1 при структуре п.6 "ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА" регламента процесса по подпункту 6.2.1 данной методики.
 
  Результатом настоящего этапа является формирование внутреннего нормативного документа, т.е. регламента процесса.
 
 
  7. УКАЗАНИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ
  В настоящей методике использованы ссылки на следующие нормативные документы:
 
 - ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
 - ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования.
 - ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
 - BS 6143:1992 ...................................
 
  8. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
 Определяется отдельным распорядительным документом.
 
  9. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
  Внесение изменений в данную методику осуществляется в соответствии с документированной процедурой "Управление документацией".
 
 
  10. ПРИЛОЖЕНИЯ
  Данная методика описания процесса СМК содержит следующие приложения:
 1. Форма 1 - Форма определения процесса подраздела "Идентификация процесса";
 2. Форма 2 - Форма описания потребителей процесса подраздела "Описание входов процесса";
 3. Форма 3 - Форма описания входа процесса подраздела "Описание входов процесса";
 4. Форма 4 - Форма описания поставщиков процесса подраздела "Описание выходов процесса";
 5. Форма 5 - Форма описания выхода процесса подраздела "Описание выходов процесса";
 6. Форма 6 - Форма описания ресурсов процесса подраздела "Ресурсы процесса";
 7. Форма 7 - Форма описания перечня видов деятельности процесса подраздела "Содержание процесса";
 8. Форма 8 - Форма описания вида деятельности процесса подраздела "Содержание процесса";
 9. Форма 9 - Форма описания перечня операций процесса подраздела "Содержание процесса";
 10. Форма 10 - Форма матрицы ответственности за проведение операций процесса подраздела "Содержание процесса";
 11. Форма 11 - Форма описания рисков процесса подраздела "Управление процессом";
 12. Форма 12 - Форма описания показателя процесса подраздела "Управление процессом";
 13. Форма 13 - Форма описания критерий постоянного улучшения процесса подраздела "Постоянное улучшение процессом";
 14. Форма 14 - Форма перечня документов процесса подраздела "Обязательные приложения процесса";
 15. Форма 15 - Форма перечня записей процесса подраздела "Обязательные приложения процесса".
 
 
 
 
 Форма определения процесса подраздела
 "Идентификация процесса"
 Форма 1
 Характеристика процесса Описание характеристики процесса 1 2 1.Наименование процесса
  2.Владелец процесса
  3.Участники процесса
  4.Краткое описание процесса
 
 
 Форма описания потребителей процесса подраздела
 "Описание выходов процесса"
 Форма 2
 № п/п потребителя процесса Наименование
 потребителя Описание потребителя № "выхода" Наименование
 выхода Описание
 выхода № "выхода" Наименование
 выхода Описание
  выхода
 
 Форма описания выхода процесса подраздела
 "Описание выходов процесса"
 Форма 3
 Характеристика выхода процесса Описание характеристики выхода процесса
  1. Наименование "выхода": 2. Ответственный исполнитель: 3. Идентификация "выхода": 4. Процесс - потребитель: 5. Требования к "выходу": 6. Верификация "выхода": 7. Идентификация статуса "выхода": 8. Связь с Потребителем: 9. Управление несоответствующей продукцией 10. Корректирующие действия 11. Записи, подтверждающие соответствие "выхода" требуемому
 
 Форма описания поставщиков подраздела
 "Описание входов процесса"
 Форма 4
 № п/п поставщика процесса Наименование
 поставщика Описание
 поставщика 1 2 3 № п/п
 входа Наименование
 входа Описание
 входа 1 2 3 № п/п входа Наименование
 входа Описание
  входа 1 2 3
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу