<< Пред. стр. 14 (из 16) След. >>
2. Определим дисперсию и :
3. Результат измерения:
4. Дисперсия результата измерения:
5. С вероятностью, равной 0,95, можно утверждать, что значение (результат) не отличается от результата измерения больше, чем на 2,1, поэтому измеряемое значение:
Q = 48,37=48,37
Q=48,15...48,59
Погрешность = (0,22/48,37) 100% = 0,45%, класс 0,5.
ГЛАВА 14. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
МАТРИЦЫ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ
Психология восприятия качества такова, что если качество продукции хорошее, то положительно оценивается и производственный процесс. Но такой подход неверен в принципе, потому что мы таким образом не оцениваем возможность качественного изготовления новых видов продукции и его способность к самоусовершенствованию.
Во всем мире сейчас принята точка зрения о переносе центра внимания с качества продукции на качество труда и основных средств предприятия. Это нашло свое отражение в стандартах ИСО-9000.
В создании любой продукции (услуги) участвуют два вида труда: прямой, т.е. живой труд и прошлый труд, овеществленный в зданиях, станках, сырье и материалах, т.е. капитал.
Труд и капитал влияют на качество продукции. Часто при наличии хорошего сырья, оборудования, технологических процессов невозможно обеспечить высокое качество, так как работники не имеют нужной квалификации.
Возможна и обратная ситуация, когда квалификация высока, а оборудование и сырье плохие.
Изложенное показывает, что проблема качества требует комплексного решения. Например, осваивая новую продукцию, реконструируя предприятие, необходимо повышать квалификацию сотрудников.
Показатели качества труда. Качество труда оценивается двумя показателями: эффективностью и интенсивностью.
В настоящее время, говоря о качестве труда, выделяют три основных компонента: трудовой потенциал работника; уровень организации труда; эффективность (результативность).
Трудовой потенциал характеризуют: социально-демографические показатели (пол, возраст, социальное происхождение); квалификационные показатели (уровень образования, стаж работы, степень, звание); социально-психологические показатели (способности, отношение к труду, ценностная ориентация, удовлетворенность работой, зарплатой, инициативность).
Уровень организации труда характеризуют: соотношение индивидуальных и коллективных форм; дифференциация и интеграция задач.
Результативность характеризуют: количество рационализаторских предложений; количество ошибок; количество возвратов.
При построении системы качества оценка живого и прошлого труда - капитала выполняется с помощью матриц, которые, с одной стороны, формализуют подход, а с другой - помогают оценивать качество комплексно.
Матрицы функционирования производственных систем - М(F F) строятся на основе этапов цикла жизни изделия, начиная с маркетинга и заканчивая этапом утилизации. Каждая ячейка такой общей матрицы может быть представлена в виде матрицы, характеризующей взаимосвязи труда и компонентов производственной системы на определенном этапе цикла жизни изделия или взаимосвязи задач, решаемых в определенной сфере деятельности предприятия.
Матрице взаимосвязи задач на примере функций маркетинга, она показана на схеме, приведенной на рис. 14.1.
Матрица М(F F) позволяют конкретно поставить задачи в сфере маркетинга и определить их взаимосвязи, которые на схеме отмечают стрелками.
Рис. 14.1. Схема матрицы задач маркетинга
Следующий вид матриц также расшифровывает каждую ячейку матрицы М(F F), но в координатах векторов F2 - виды производственной деятельности, и F4 - структурные компоненты производственной системы.
Покажем вид этой матрицы на примере ячейки МРК - маркетинг. Она изображена на схеме, приведенной на рис. 14.2. Расшифровки ячейки 1-1 этой матрицы может быть выполнена в виде, показанном в табл. 14.1.
Таблица 14.1
Форма расшифровки ячеек матрицы видов производственной деятельности и компонентов
производственной системы в сфере маркетинга
Код
ячейки Требования к элементу
производственной
системы Источник
по ИСО Зона
служебной
информации 1-1 Руководство должно определить в соответствии с общей политикой конкретные цели в области качества на стадии маркетинга (М(F3F3)) 4-4.3.3.
-логическая связь отсутствует; ИСО - имеется документ ИСО;
ОК - имеется логическая связь, но не по ИСО.
Рис. 14.2. Схема матрицы видов производственной деятельностии компонентов
производственной системы в сферемаркетинга
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОЕКТОВ
Качество проектов обеспечивается на этапах МРК и КПП. На стадии маркетинга проводится социологическое исследование и формулируется техническое задание. Качество проекта определяется тем, насколько полно отражены в техническом проекте требования технического задания.
Обычно проект проходит следующие этапы: техническое задание (ТЗ) эскизный проект (ЭП) технический проект (ТП) рабочий проект (РП).
На каждом этапе показатели качества (назначения, надежности, технологичности, унификации, патентно-правовые, эргономические, эстетические, транспортабельности, безопасности) рассчитываются и уточняются.
Для каждой группы продукции уже существуют оптимальные соотношения различных показателей качества (их весовых показателей). Такая информация представлена в виде диаграммы, приведенной на рис. 14.3.
Рис. 14.3. Диаграмма значимости показателей качества
Часто важными показателями проектов являются расход материалов, производственные расходы и степень приближения суммарного показателя качества к заданному значению.
На рис. 14.4 показана тенденция изменения показателя качества Q в зависимости от квалификации конструкторов.
Рис. 14.4. Влияние квалификации конструкторов на качество проектов
Опыт конструирования позволяет определить и оптимальное количество конструкторов, необходимое для обеспечения заданного качества проектов в оптимальное время.
На рис. 14.5 показана ситуация, когда проектные работы выполняются количеством N и 2N конструкторов.
Рис. 14.5. Влияние количества конструкторов на качество проектов
КАЧЕСТВО ТЕХНОЛОГИИ
Уровень качества продукции, сформулированный на этапе проектирования, должен обеспечиваться на стадии производства при наличии сырья и материалов соответствующего качества.
Качество продукции в процессе изготовления зависит от таких параметров качества технологии, как точность и стабильность.
Под точностью технологического процесса понимают близость к номинальным значениям контролируемых показателей качества.
Стабильность технологического процесса характеризует способность сохранять значение показателей качества в заданных пределах с течением времени.
По ходу технологического процесса на показатели качества влияет большое число факторов, которое можно отнести к разряду случайных величин.
Например, в процессе точения вала по схеме, показанной на рис.14.6, на его диаметр d влияют:
неравномерность припуска t;
неравномерная твердость НВ;
неравномерность твердости инструмента HRC;
переменная жесткость;
условия охлаждения и т.п.
Рис. 14.6. Схема точения вала
Управлять ходом процесса необходимо, используя выборочный контроль и контрольные карты. Дадим общие характеристики технологического процесса.
Размер d в силу отмеченных причин будет изменяться от минимального значения dmin до максимального d .
Принимая вместо d общее обозначение показателя Q, можно утверждать, что разница между Q и Q будет составлять рассеивание или технологический допуск w.
На чертежах деталей всегда указан конструкторский допуск Т и по соотношению и Т судят о точности технологического процесса.
Пример. На чертеже вала указан размер 25Н6. Исследование точности шлифовального станка показало: при обработке детали в диапазоне 20...40 мм наблюдается рассеивание = 0,015 мм. Необходимо оценить точность технологического процесса шлифования.
Решение. Расшифровка стандартного обозначения 25Н6 приводит к следующим результатам: .
Т= 25,035 - 25,022 = 0,013 мм., т.е. > Т и точность технологии для выполнения операции недостаточна.
Обычно используют понятие запаса точности, который характеризуют коэффициентом запаса К = /Т . В рассмотренном случае К = /Т = 0,015/1,013 = 1,15, К > 1, процесс вообще не имеет запаса и возникнет брак.
Если К < 1, то технологический процесс считают точным, но предпочтительно, чтобы К = 0,75, так как в этом случае имеется 25% запаса точности.
Для оценки точности настройки используется специальный коэффициент, показывающий смещение в долях конструкторского допуска.
где - центр технологического допуска (в рассмотренном примере не известен);
- середина конструкторского допуска;.
= (25,035 + 25,022)/2 = 25,0285.
Во избежание брака при изготовлении продукции необходимо обеспечивать и К 0,75 и К 1/2(1 - К).
На рис. 14.7 показаны распределения размеров деталей при различных ситуациях с коэффициентами К и .
Рис. 14.7. Распределения размеров деталей при разных значениях коэффициентов К и
Если = 0,5(1 - 0,384) = 0,308, то процесс недопустимо разлажен, но точен. То есть станок точен, но неверно настроен.
Для оценки стабильности техпроцесса рассмотрим операцию точения, в которой присутствует погрешность настройки ( 0) и нарастающая в процессе работы дополнительная погрешность (при износе резца размеры детали d увеличиваются с течением времени t). Эта ситуация представлена на рис. 14.8.
Рис. 14.8. Изменение распределения размеров деталей по мере износа инструмента
В начальный момент времени К = /Т = 0,05/0,23 = 0,217. В конечный момент времени К = /Т = 0,09/0,23 = 0,319.
Правильный настроечный размер:
Q = 20,01+/2 = 20,01 + 0,025 = 20,035 мм.
Обычно < .
Нестабильность технологического процесса по рассеиванию w характеризуют коэффициенты межнастроечной стабильности
= /= 0,09/0,05 = 1,8.
Нерекомендуемая тенденция - это > max.
Нестабильность процесса по уровню наладки (значению ) за время эксплуатации Т принято характеризовать коэффициентом смещения настройки:
Выводы:
1. При оценке технологического процесса необходимо оценить его точность и стабильность.
2. Точность технологического процесса характеризуется запасом точности, определяемым коэффициентом К и коэффициентом точности настройки .
3. Стабильность технологического процесса определяется коэффициентом межнастроечной стабильности и коэффициентом смещения настройки .
4. Процессы, имеющие закономерно изменяющиеся погрешности, необходимо настраивать с учетом тенденции изменения этой погрешности ближе к минимальной погрешности Q.
5. Процессы без закономерно изменяющейся погрешности необходимо настраивать по среднему значению конструкторского допуска.
ГЛАВА 15. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Различают сертификацию производства, продукции и систем обеспечения качества. Сертификация производства занимает начальную ступень в иерархии процедуры сертификации.
Сертификация производства - это действие третьей стороны по оценке определенных объектов и элементов производства с целью подтверждения его способности обеспечить стабильное изготовление конкретной продукции в соответствии с требованиями, заданными стандартами или техническими условиями на эту продукцию.
Сертификация производства осуществляется в следующих случаях:
1. Как составная часть работ по сертификации продукции в соответствии с требованиями безопасности, гигиены и здоровья людей и охраны окружающей среды.
2. Как составная часть работ по сертификации системы качества либо по первой (ИСО-9001), либо по второй модели (ИСО-9002).
3. Если в договоре (контракте) на поставку продукции оговорено наличие сертификата производства этой продукции или если выбрана схема сертификации, в которой составной частью является оценка производства.
4. Если изготовитель в инициативном порядке проводит оценку производства с целью завоевания доверия потребителей;
5. Если у потребителя возникли сомнения в стабильности обеспечения качества по причине возрастания числа рекламаций.
При проведении сертификации объем выполняемых работ определяется как составом объектов, так и составом элементов проверки процессов изготовления, контроля и испытаний, и зависит от сложности изделия.
Системный анализ производства как объекта сертификации
Сопоставление процедур сертификации продукции, производств и систем качества показывает, что они в значительной мере пересекаются. Например, трудно определить, где кончается сертификация производства и начинается сертификация системы качества.
Анализ выполняется в два этапа:
1. На первом этапе за основу берется матрица М(F2F2), в основу которой заложен цикл жизни изделия.
2. На втором этапе цикл жизни изделия и элементы производственной системы рассматриваются в совокупности с матрицей М(F1F2).
В итоге наглядно выявляются задачи, порядок их выполнения, ответственные лица и необходимая документация.
Оценка цикла жизни изделия. На первом этапе составляется матрица функционирования производственной системы, ее схема показана на рис. 15.1.
Рис. 15.1. Схема матрицы функционирования производственной системы М(F2F2)
Комментарий к матрице функционирования производственной системы. Стрелками в ячейках на схеме указаны реально существующие связи между стадиями производства и элементами производственной системы. Например, техническая подготовка производства (ТПП) и процессы производства (ПР) функционально связаны между собой (ячейка заштрихована). Каждый знак указывает на наличие документа, определяющего характер взаимосвязи.
Собственно производственный процесс на основании логики рассуждения можно ограничить диагональю:
МТО - ПР - КИС - УПХ.
Напомним, что производство - это совокупность процессов по преобразованию исходного сырья и материалов в изделие с заданными параметрами. (Эта зона ограничена двойными горизонтальными линиями.)
Матрица М(F2F2) наглядно демонстрирует взаимосвязь и взаимопроникновение сертификации производства и систем качества. С этой целью на матрице показаны зоны действия стандартов ИСО 9001...9003 (ГОСТ 40.9001...40.9003).
На основе анализа матрицы М(F2F2) можно сделать следующие выводы:
· основными объектами оценки производства является диагональ bk (МТО - ПР - КИС - УПХ);
· устойчивое функционирование производства зависит от связей (КПП - ПР); (ТПП - ПР) в зоне А;
· необходима информация по связям зоны Б (информация о рекламациях и т.п.).
Рассмотрим, например, документацию по ячейкам (0204) (КПП - МТО) и 0205 (ТПП - ПР). Документация сведена в табл. 15.1, которая ограничена для краткости ячейками 0206 (ТПП - КИС) и 0207 (ТПП - УПХ).