4.5. Смешанная техника опросов
Для того, чтобы можно было соотнести характеристики поведения слушателя/зрителя/пользователя с иными его характеристиками, прежде всего - демографическими, нужна дополнительная процедура - установочное исследование.
В ходе установочного этапа изучения аудитории проводят очный опрос по месту жительства, выявляют социально-демографические характеристики попавшего в выборку человека или семьи. У людей, попавших в выборку, спрашивают согласие на установку на определенный срок счетчиков, а точнее - специальной программы для компьютера, дома или на работе. Получаемые со счетчиков данные о поведении респондента в Сети автоматически передаются той организации, которая ведет исследование.
Исследования описываемого здесь типа относятся к панельным, то есть к таким, где одни и те же опрашиваемые включены в исследование на достаточно длительный период. Существует практика ротации панели, то есть постепенной замены, обновления ее частей.
В России исследования по смешанной методике ведутся с 1999 г. Выборка в них - территориальная, многоступенчатая, репрезента- тивная только для городов с населением не менее 100 тыс. человек. Сначала проводится отбор крупных территориальных частей страны, далее - отдельных городов, в них - улиц и далее - домов и квартир.
Одна из западных компаний - Media Metrix имеет панель численностью более 100 тыс. человек и отслеживает их поведение в Интернете по отношению к 25 тыс. сайтов. В свободном доступе она публикует сведения о 50 крупнейших по посещаемости сайтов. Компания Nielsen//NetRatings также работает с пользовательской панелью, распространяет в свободном доступе рейтинги 10 крупнейших сайтов. На основе ее методики работает российская фирма КОМКОН. Смешанную технику начинают осваивать и некоторые другие организации.
На сегодня наиболее подходящей методикой оказалась смешанная, сочетающая преимущества он- и офлайновой техники исследований. В России стали регулярными исследования аудитории Интернета, в том числе - панельные, по международным стандартам. Следует помнить, что их объект - Интернет в целом, а не СМИ в Сети. Исследования СМИ в Интернете еще только предстоит развивать.
Вопросы по теме
1. Каковы факторы надежности социологической информации?
2. Как в онлайновых опросах проявляется проблема репрезентативности данных?
3. Какова возможность получения достоверных данных в результате опросов в Интернете?
4. Каково содержание офлайновых опросов пользователей?
5. В чем преимущества смешанной техники опросов?
6. Что такое пользовательская панель?
Назад | Содержание | Вперед |