Заключение

  Развитие социологических исследований Интернета зависит не только от любознательности социологов, хотя и это имеет значение. Дело прежде всего в общественном запросе на такие исследования. Слабое развитие рекламы в Сети по сравнению с традиционными СМИ пока не привело к серьезным инвестициям в исследования со стороны маркетинга. Известно, что именно маркетинговый интерес, за которым стоят деньги бизнеса, приводит к серьезным инвестициям в исследовательскую сферу. В более богатых, чем Россия, странах многочисленные фонды гуманитарной направленности и иногда само государство выделяют серьезные гранты на изучение разнообразных аспектов взаимоотношений Интернета и личности, общества.
  М.Кастельс, идеи которого не раз здесь упоминались, считает, что именно слабая исследованность Интернета - причина массы противоречивых предсказаний и мрачных прогнозов.
  Интернет - способ связи между людьми, а у подобных явлений богатая история. У Сети есть свои уникальные способности. Но есть и много общего с ранее возникшими коммуникациями. Разница более всего проявляется в технической, а не в социальной сфере. С появлением телевидения были пророчества о конце книги, театра, кино, различных форм человеческого общения. Однако старые средства общения и передачи культуры, конечно, потеснились, но не канули в Лету. С появлением Интернета ждали похорон книги. Но не тут-то было! Генеральный директор Российской книжной палаты: «На Франкфуртской ярмарке 2000 г. американский книготорговец Майкл Шацкий сказал, что к 2005 году человечество забудет, что книга вообще когда-то была. Но тут (в 2003 г. - Авт.) произошел гигантский рост тиражей и названий».
  Блестящий анализ отношения человечества к новому в сфере передачи культуры дал итальянский обществовед и писатель У. Эко. Он напомнил, что в свое время люди с опаской отнеслись ( и тому есть письменные свидетельства) к появлению письменности - как к тому, что убьет память. А к концу ХХ века преобладало убеждение в том, что наша цивилизация становится ориентированной на визуальные образы. Но с появлением Интернета новые поколения научились читать с невиданной скоростью, и, значит, компьютер вернул людей в «Гуттенбергову галактику», то есть в мир слов, письменного текста, в мир книги. Значит ее конец отодвигается? Потом последовали предсказания о гибели видеокассет по неотвратимым натиском СБ-ЯОМов, потом и всего остального - от «мобильной угрозы»...
  Разносторонние исследования должны помочь человечеству минимизировать потери и извлечь максимум пользы из новых технологий. Другой западный исследователь считает, что необходимо отказаться от традиции отождествлять возможности техники и реальную социальную пользу от них, уничтожить мифы, возникшие в период медиабума. В том и состоит задача социологии: измерять и анализировать реальное бытие Интернета в жизни людей.

Назад Содержание Вперед