§ 3.2.3.2. Технология формирования туров
Последовательность формирования туристских услуг в России регламентирует ГОСТ Р 50681-94. Основой для разработки туруслуги является ее краткое описание. Это набор требований, выявленных в результате исследования рынка, согласованных с заказчиком услуг и учитывающих возможности исполнителя услуги.
Руководство туристского предприятия утверждает порядок и процедуры разработки конкретной услуги, организации предоставления услуги и определяет ответственность каждого участника процесса проектирования услуги.
Проектирование туристской услуги осуществляется в последовательности:
1) установление нормируемых характеристик услуги;
2) установление технологии процесса обслуживания туристов;
3) разработка технологической документации;
4) определение методов контроля качества;
5) анализ проекта;
6) предоставление проекта на утверждение.
Для каждой характеристики услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. Конкретные характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. Проект должен содержать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и окружающей среды. Проектирование требований к процессу обслуживанию туристов.
Документация, детализирующая требования к процессу обслуживания туристов, должна включать:
• описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
• значения характеристик процесса обслуживания туристов;
• требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
• количество необходимого персонала и уровень его профессиональной подготовки;
• договорное обеспечение поставок изделий и услуг;
• гарантии;
• необходимые согласования (с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарноэпидемиологического и пожарного надзора, госавтоинспекцией и др.).
Конкретные требования к процессу обслуживания туристов должны быть не ниже требований действующих нормативных документов. Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляют по отдельным этапам предоставления услуги (например, предоставление информации об услуге, расчеты за услугу) и составление для каждого из них технологических карт. Содержание и последовательность этапов могут варьироваться в зависимости от вида услуги.
Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и др.).
Определение методов контроля качества.
В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запроектированным характеристикам.
Проектирование контроля качества включает:
• определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги;
• определение методов корректировки характеристик услуги;
• определение методов оценки контролируемых характеристик.
Анализ проекта является завершающим этапом проектирования и имеет целью подтвердить, что:
• характеристики проектируемой услуги обеспечивают безопасность для жизни и здоровья туристов и охрану окружающей среды;
• требования к процессам обслуживания туристов соответствуют запроектированным характеристикам услуг;
• методы контроля качества обеспечивают объективную оценку характеристик процессов обслуживания.
Анализ проекта осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.
Утверждение проекта является завершающим этапом проектной разработки. Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком. Изменение проекта допускается только в обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и утверждается руководителем туристского предприятия.
Назад | Содержание | Вперед |