§ 3.3.4.2.1. Высшее управленческое звено
Общие решения стратегического характера принимаются владельцами предприятия и генеральным директором. Стратегической целью предприятия, которая определяется самими владельцами, может быть, например, ориентация на прием и обслуживание в основном бизнес- туристов. В развитие этой задачи может быть установлено, например, что гостиница не будет предоставлять питания, возлагая эти важные услуги на близлежащие предприятия общественного питания (рестораны, кафе, бары и т.п., принадлежащие другим собственникам). Другим примером задачи, вытекающей из основной цели предприятия, может являться, например, стремление к сохранению цены на размещение в гостинице на определенном уровне.
Подобные решения и задачи относятся к категории общих постановочных задач. От них зависит размер предприятия и выбор территории для строительства, архитектура и дизайн, выбор оборудования и подбор персонала.
Генеральный директор является посредником между владельцами предприятия и управленческим персоналом, с одной стороны, и гостями, с другой. Принципиально эта функция может быть охарактеризована как функция перевода общих постановочных задач, определяемых владельцами, в конкретные управленческие решения. Кроме того, на генеральном директоре лежит решение огромного числа задач, например, принятие ориентированных на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, определение общих направлений политик: предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе проведение финансовой политики, к которой могут быть отнесены такие вопросы, как определение лимитов расходов на содержание персонала, предельных ассигнований на административные к хозяйственные нужды. К ведению генерального директора можно отнести принципиальные вопросы закупочной политики, в частности ориентацию на определенных поставщиков Владельцы предприятия и генеральный директор вправе определить круг поставщиков, деловые отношения, с которыми гостиница будет поддерживать в первую очередь.
Высшее руководство вправе также решать, какая система расчетов с клиентами наиболее предпочтительна, какие кредитные карточки будут приниматься в первую очередь и т.п. Часть этих вопросов, однако, может быть передана на решение нижестоящим управленческим звеньям, если объем полномочий и обязанностей генерального директора велик, и он, в силу объективных причин, не в состоянии все их выполнять.
В зависимости от физических размеров предприятия, числа служащих и размеров номерного фонда, управленческая структура может включать должность заместителя генерального директора. Руководитель этого уровня, как правило, играет более заметную роль, поскольку он находится на уровне принятия оперативных решений и, в связи с этим, обязан постоянно находиться на предприятии. Он имеет более тесный контакт с клиентами, будучи обязанным решать постоянно возникающие вопросы, связанные с удовлетворением потребностей клиентов.
Поскольку гостиницы работают 24 часа в сутки и 365 дней в году, и их работа требует круглосуточного контроля со стороны администрации, во многих крупных гостиницах имеется должность исполнительного директора. Люди, занимающие эту должность, практически живут в гостинице, круглосуточно находясь на предприятии.
Если двигаться вниз по административной лестнице (см. Схему 3), мы увидим руководителей структурных подразделений, которые обладают полномочиями принятия оперативных решений и рамках своих подразделений.
Схема 3. Примерная организационная структура гостиничного предприятия
Назад | Содержание | Вперед |