Трагический расклад идеи и натуры Базарова
ТРАГИЧЕСКИЙ РАСКЛАД ИДЕИ И НАТУРЫ БАЗАРОВА.
Базаров титаничен, силен, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Он сам не стремится к тому, чтобы понравиться людям. По его собственному мнению Влнастоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надо слушаться или ненавидеть. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны только на поклонение и подражание, не претендуя на что тАУ большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе и не находит. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петрович Кирсанов, но совсем не потому, что он такой же титан, а потому, что его принципы в отличии от базаровских, которые Влвисят в воздухеВ» и питаются исключительно энергией их авторов врастают в века. Все убеждения собеседника Базарова подводит под сомнение, отрицает роль аристократии, дворянства в России. Его предназначение на земле разрушает созерцаемость, дело Базарова - наука. Автор как будто все время напоминает читателю , что Базаров не чудовище, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, не смотря на всю силу ума и энергии беззащитны перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовлй проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящее, высокая любовь ему недоступна, так как он бездуховен и бесправен. Одинцова же ждет от него серьезных чувств. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность, а эти идеалы для него недоступны, так как будучи прагматиком, он должен все пощупать и потрогать. Получается замкнутый круг. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком. Он отрекается от родителей, от Влглупой жизни отцовВ», но сам , в порыве откровения, признается аркадию в своей любви к ним. Он делает все, но по его мнению для блага родины, но сам задается вопросом: Влнужен лия России? Нет, видно, не нужен.В» Базаров признает свое бессилие перед смертью, значит не все можно преодолеть при помощи силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически: ВлЯ умру, и из меня лопух расти будет,В» Влприрода не храм, а мастерская , а человек в ней работникВ». Он не ощущает себя частью мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу отделяет его от мира. Базаров умирает от того, что не находит решения проблем, смысла жизни. Он не в силах выпутаться из того, что запутал сам и умирает.Вместе с этим смотрят:
Трагичность образа БазароваТрактовка литературного творчества Гоголя по Набокову и Розанову
Фантастические приемы в русской литературе
Философия буддизма