Фантастические приемы в русской литературе

Фантастические приемы в русской литературе

тАЬНет фантазии, в основе которой не лежала бы реальностьтАЭ

М. Горький

Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то её дальние истоки следует искать не только в средневековой, в данном случае древнерусской литературе, но и ещё дальше тАУ в фольклоре, который, собственно говоря, фантастичен от начала до конца. Несомненно, что фольклорные жанры, в частности сказки, были предшественниками современной фантастической литературы.

Попробуем без дальнейших разговоров отыскать в русской литературе первое произведение, которое бы отчасти подходило под признаки фантастического жанра. В шестидесятых годах XVII века резко увеличивается количество печатных изданий. Выходят первые журналы. Определяется круг писателей: Херасков, Сумароков, Фонвизин, Крылов, Карамзин, РадищевтАж

Но историю русской фантастики хотелось бы начать с произведения тАЬДворянин-Филосов, аллегориятАЭ Ф. Дмитриева-Мамонтова, которое вышло в 1769 году.

Итак, некий тАЬДворянин-филосовтАЭ, имея время и способность рассуждать, получил некогда желание сочинить план света на пространном месте своего селениятАж

Перейдём теперь к значительно более забавному тАЬНовейшему путешествиютАЭ, тАЬсочиненному в городе БелеветАЭ Василием Левшиным (1784 г.). Это было первое в русской литературе путешествие на Луну.

Продолжая поиски ранней русской фантастики, мы находим маленькое произведение, опубликованное в 1824 году в альманахе тАЬМнемозинатАЭ и называющееся тАЬЗемля безглавцевтАЭ. Оно принадлежит перу замечательного поэта В. Кюхельбекера. В тАЬЗемле безглавцевтАЭ мы снова отправляемся на Луну. Своего героя он заносит на луну в страну Акефалию, в столицу многочисленного народа безглавцев. Акардион, который весь был тАЬвыстроен их ископаемого леденца; его обмывала река Лимонад, изливающаяся в Щербетное озеротАжтАЭ

Самым значительным фантастическим произведением I трети XIX века считается неоконченная повесть В. Ф. Одоевского тАЬ4338-ой годтАЭ. Писатель тАУ просветитель, один из крупнейших русских музыковедов, Одоевский всю жизнь интересовался историей науки, открытиями, техническим прогрессом. Он очень высоко оценивал роль науки и техники в совершенствовании человечества. Одоевский рассчитал, что в 4338 году к Земле должна приблизится или даже столкнуться с Землёй комета -------. В произведении тАЬ4338 годтАЭ интересны научно-технические предвидения и мечты автора. О его прозорливости сегодня мы можем судить хотя бы по таким словам: тАЬНашли способ сообщения с Луною; она необитаемая и служит источником снабжения Земли различными житейскими потребностями, чем отвращается гибель, грозящая Земле по причине её огромного народонаселениятАжтАЭ

По Одоевскому, будущее человечества тАУ это полное овладение силами природы.

Если мы говорим о фантастики, то сразу же вспоминается другой великий писатель, который тоже пользовался фантастическими приёмами для целей, но умел делать это с неизмеримо большей художественной силой. Речи идёт о повестях Н. В. Гоголя. Мы не будем погружать в озорную сказочную чертовщину тАЬВечеров на хуторе близ ДиканькитАЭ, но нельзя не упомянуть его двух тАЬпетербургских повестейтАЭ тАУ тАЬНостАЭ и тАЬПортреттАЭ. Это художественная фантастика.

Другой великий писатель, который был знаком с большим числом фантастических повестей был А. С. Пушкин. Почему повесть тАЬПиковая даматАЭ фантастична? Здесь хотелось бы напомнить мнение Г. А. Гуковского: тАЬФантастика и азарт, неестественные события и дикая игра случая, возносящая в мгновение ока одного и низвергающая другого, бред и истерическое безумие игры становятся как бы образцами ультрасовременности 1830-ых годов, этого времени бездумной и бессмысленной власти денегтАЭ. Литература искала путей художественного воплощения и законов нового общества и его образа жизни, объяснения и раскрытия внутренних закономерностей буржуазного правопорядка, непонятных для людей, которые своё непонимание и незнание подменяют верой в действие каких-то чудесных сил. Поэтому у Пушкина тАЬПиковая даматАЭ тАУ и фантастическая, и нефантастическая повесть; веры в потустороннее в ней нет, но колорит фантастического мрачного безумия и дикой денежной игры в ней есть. Фантастическое использовано как идеологическая характеристика столичного дворянства 1830-того года. тАЬДух временитАЭ проявлялся в отказе от идейного наследства героического поколения дворян 1810-1820-ых годов, в усилении веры в чудесное, в распространении мистики, спиритизма.

В 1831-ов году у А. С. Пушкина появляются пять повестей, объединённые общим название тАЬПовести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.тАЭ Одна из повестей заслуживает особенного внимания.

тАЬГробовщиктАЭ окончен в Болдине девятого сентября 1830-того года. Повесть Пушкина, как это видно из её названия, - это повесть о гробовщике как таковом. Московский ремесленник Адриян Прохоров, его быт, его характер, его радости и заботы оказываются в центре внимания автора. В сновидении Адрияна тАЬлюди, погребённые его стараниямитАЭ, не питают злобы к старому гробовщику. Все они охотно поддались на его приглашение, окружают Прохорова с поклонами и приветствиями.

В мертвецах, как в зеркале отражаются социальные отношения, которые существуют среди живых. Пережитое во сне потрясение открывает Андрияну, что живому место среди живых. Ещё недавно героя удручало состояние его тАЬделатАЭ, беспокоила мысль об удалённости нового его дома от Разгуляя, где ожидался хороший подряд. Оскорбленный и рассерженный новыми своими соседями, гробовщик готов был предпочесть обществу обидчиков общество мертвецов. Ночной кошмар заставил героя оценить и солнечный свет, и дружелюбие соседей, слышащее в болтовне хлопотливой работницы, и семейный самовар, за которым вместе с дочерьми он будет и впредь коротать свои досуги. Ужас сна побудил Адрияна воздать должное живой жизни и весело отозваться на радости простого земного бытия, которые были скрыты от него за деловой суетой, расчетами выгоды, мелкими дрязгами и заботами. Замороченный тяготами своего существования человек поднялся над мелочами жизни, воспрянул духом, заново увидел мир, людей и себя в этом мире. И в этот момент повествователь расстаётся со своим героем, расстаётся, убедившись, что тАЬновосельетАЭ не прошло для него впустую.

Новый тип фантастики выражает в повести Пушкина новое видение русской истории и современной общественной жизни.

О многообразии форм и путей развития реалистической фантастики свидетельствовала оригинальность художественных решений, найденных Лермонтовым в повести тАЬШтосстАЭ (1841 год). Лермонтовская поэтика фантастически формируется на скрещение нескольких традиций, сложившиеся в 30-тые годы. Но традиционные элементы претерпевают у Лермонтова более глубокие, чем обычно, преобразования и составляют в конце концов ещё небывалую целостность.

Лермонтов откровенно следует принципу, который уже утвердили в литературе Пушкин и Гоголь, - тАЬотыскивать фантастическое в глубинах эмпирической реальноститАЭ. При этом пушкинский вариант Лермонтову как будто ближе: в начале своего рассказа автор тАЬШтоссатАЭ разыгрывает традиционную схему тАЬсветской повеститАЭ и таким именно образом готовит завязку фантастического сюжета. Пружиной фантастического становится тАЬсцепление случайностей, на первый взгляд, не входящее из естественного круга явлений, но открывающая возможность двойной интерпретации.тАЭ Невероятные отношения героя с потусторонними существами представлены в очевидной связи с навязчивой идеей, овладевшей Лугиным. Что ясно, что благодаря этой навязчивой идее Лугин обретает возможность действительных контактов с тАЬнездешнимтАЭ. Это уже ближе к романтической фантастике Одоевского с её двоемирием и обострённым вниманием к особым психофизическим состоянием, которые подчинены законам природы и в тоже время открывают возможность сообщения души со сверхъестественным. В смешении реального и фантастического чудесное снижается: выходец из тАЬдругоготАЭ мира наделён обыденным обликом сгорбленного старичка в халате и туфлях, его отношения с героем по форме вполне бытовые. Напротив, бытовое оборачивается нереальным. Такая диалектика сближает Лермонтова уже не с Одоевским, а с Гоголем. тАЬШтосстАЭ тАУ это последнее прозаическое произведение Лермонтова, оно осталось незаконченным. Повесть начинается фразой тАЬУ графа ВтАжбыл музыкальный вечертАжтАЭ Главный герой тАУ художник Лугин, человек со сложным внутренним миром; он тоскует по идеалу, тАЬфантастическую любовьтАЭ Лермонтов называет тАЬсамой невинной и вместе самой вредной для человечества с воображениемтАЭ. Олицетворение этого идеала тАУ таинственная красавица, которую Лугин стремится выиграть в карты у старика тАУ призрака. На протяжении всей повести автор подчеркивает болезненный характер своего героя. Игра со стариком в карты становится символом погони художника за романтичным идеалом: тАЬон решился играть, пока не выиграет: эта цель сделалась целью его жизни, - он был этому очень рад.тАЭ

Повесть была недописанной, но судя по наброскам, которые остались, она должна была закончится катастрофой, гибелью Лугина.

Фантастическое в творчестве Лермонтова представлено не только повестью тАЬШтосстАЭ. Это так же произведения тАЬАзраильтАЭ, тАЬАнгел смертитАЭ, тАЬДемонтАЭ, а так же в балладах тАЬДары ТерекатАЭ, тАЬСпортАЭ, тАЬВоздушный корабльтАЭ.

Теперь хотелось бы вспомнить другого русского писателя А. Н. Апухтина, который тоже оставил нам фантастическое произведение тАЬМежду жизнью и смертьютАЭ, которое было написано в 1892-ом году. Произведения с фантастической тематикой не были определяющими в его деятельности. Творческое наследие Апухтина представлено достаточно широко и многообразно. Это стихотворения, которые впоследствии стали романсами, прозаические произведения. Автор тяготеет к повествованию от первого лица.

тАЬМежду жизнью и смертьютАЭ тАУ здесь мы видим повышенный интерес автора к внутреннему миру героя, его психологии. Прозой Апухтина восхищался сам Михаил Булгаков.

Мистико-фантастическую тематику продолжает А. К. Толстой. Литературная деятельность А. К. Толстого протекала в основном в 50-70-тые годы XIX века тАУ период острой политической и литературной борьбы. Не только в поэзии, но и в прозе Толстого исторической теме предшествовали темы фантастические. Тяга к фантастическому проявилась у Толстого не только в тАЬУпыретАЭ, но и в двух других написанных в те же годы рассказах - тАЬСемья ВурдалакатАЭ и тАЬВстреча через триста леттАЭ, а позже в тАЬАменетАЭ.

Сюжеты и мотивы, лежащие в основе ранней прозы Толстого, имели широкое хождение в западноевропейской литературе конца XVIII тАУ первых десятилетий XIX веков, в первую очередь в литературе романтического направления. Отчасти отразились она и в русской литературе. Сгущение тайн и ужасов, окружающих героев, восходит к английскому так называемому тАЬготическомутАЭ, или тАЬстрашномутАЭ роману. Характерное для прозы молодого Толстого переплетение обыденного и фантастического, яви и сна, игра этими двумя планами, так что читатель все время колеблется между бытовыми и сверхъестественным объяснением, непонятных и таинственных событий, получило наиболее яркое воплощение в творчестве А. Гофмана, пользовавшегося большой популярностью в России в 20-30-тые годы. Отдельные темы и образы Толстого так же опираются на литературную традицию. Таковы темы упыря, Вурдалака, первоначально подчеркнутая писателями из фольклора, народных легенд и суеверий, тема проклятия, тяготеющего над родом вследствие преступления одного из его представителей, мотив гипнотически действующего или прямо оживающего портрета. Речь идёт не о прямых заимствованиях, а о следовании молодого писателя литературной, преимущественно романтической, традиции. Именно литературный характер некоторых сюжетных приёмов подчёркивается иронией, которой перемещается в тАЬУпыретАЭ напряжённая манера повествования. Таковы слова о переживаниях Руневского в доме бригадирши Сугробиной: тАЬВот, - подумал он, картина, которая по всем законам фантастического мира должна ночью оживиться и повести меня в какое-нибудь подземелье, чтобы показать мне не отпетые свои кости!тАЭ По свидетельству П. А. Плетнёва, 9 апреля 1841-ого года тАЬУпырьтАЭ был прочитан в петербургском салоне писателя В. А. Сологуба. Любопытно, что в конце марта тАУ начале апреля 1841-ого года примерно в том же кругу М. Ю. Лермонтов читал свой отрывок тАЬШтосстАЭ.

тАЬУпырьтАЭ (Вампир, Вурдалак) тАУ оборотень-кровопийца, мертвец, выходящий из могилы, чтобы искусить крови живых людей.

Мотив угрозы Дение со стороны её бабушки-оборотня Толстой и делает одной из важнейших сюжетных пружин своего произведения. Первая книга Толстого не прошла мимо критиков 1840-вых годов, однако вызвала у них неоднозначную реакцию. Они оценили её как эпигонство, с иронией предложив видеть в тАЬУпыретАЭ не более как тАЬзапоздалую пародию на пресловутые творения госпожи Радклиф и Дюкре-ДюменилятАЭ. Не случайно, что при жизни Толстого это произведение больше не переиздавалось. Внимание к себе тАЬУпырьтАЭ вновь привлёк лишь в конце XIX века.

В. С. Соловьёв высоко оценил повесть и высказал ряд глубоких суждений. тАЬВесь рассказ, - писал Соловьёв, есть удивительно сложный фантастический узор на канве обыкновенной реальноститАЭ.

В 1890-1900-ые годы появляются другие не менее интересные фантастические произведения. Их главные герои тАУ призраки, астральные тела, мертвые невесты тАУ ламбии и так далее. Направление это приобрело сильный размах.

А. Амфитеатров в романе тАЬЖар-цветтАЭ рационалистически объясним леденящие душу описания простым сумасшествием героя. Другой автор А. Зарин в рассказе тАЬДар сатанытАЭ использовал появление призрака в сатирических целях. Но подлинным и признанным лидером этого направления была В. Крыжановская. Она специализировалась на тАЬоккультических романахтАЭ. Страницы её книг пересыпаны тАЬнаучнымитАЭ объяснениями самих сверх человечных вещей. Венцом творчества Крыжановской были пять составляющих единое целое романов о тАЬзапредельномтАЭ мире: тАЬЭликсир жизнитАЭ, тАЬМагитАЭ. тАЬГнев божийтАЭ, тАЬСмерть планетытАЭ, тАЬЗаконодателитАЭ.

Однако несколько произведений можно вспомнить, прежде всего принадлежавших перу А. И. Куприна. Например, его повесть тАЬЗвезда СоломонатАЭ. Маленький чиновник, благодаря своей способности разгадывать криптограммы и ребусы, сумел воспроизвести кабалистическую формулу, секрет которой царь Соломон унёс с собой в могилутАж

Наконец, у Куприна есть и тАЬнастоящеетАЭ научно-фантастическое произведение тАУ повесть. тАЬЖидкое СолнцетАЭ.

Среди писателей тех лет, интересовавшихся фантастикой, нельзя не вспомнить такую крупную фигуру, как В. Я. Брюсов. В 1907-ом году вышла его книга тАЬЗемная осьтАЭ Брюсов изображает далёкое будущее.

Из всего выше сказанного мы видим, что развитие русской фантастики оказалось сложным процессом, с художественными открытиями фантастической прозы связаны и утопические тенденции раннего русского реализма.

Прежде чем поставить окончательную точку, надо сказать, будучи экспрессивным, подчёркнуто ярким способом выражения художественной мысли, фантастика часто улавливала в жизни то, что только лишь нарождалось и возникало.

Ва

Список Использованной Литературы

  1. тАЬЭнциклопедический Словарь юного литературоведатАЭ тАУ М., 1988
  2. Петрунина И. И. тАЬПроза ПушкинатАЭ тАУ Л., 1987
  3. Макогоненко Г. П. тАЬТворчество А. С. Пушника в 1830-тые годытАЭ тАУ Л., 1982
  4. Толстой А. К. тАЬСобрание сочинений в четырёх томах, том 1тАЭ тАУ М., 1969
  5. тАЬРусская Фантастическая Проза Эпохи РомантизматАЭ тАУ Л., 1991
  6. Апухтин А. Н. тАЬИзбранноетАЭ тАУ Л., 1977
  7. Ревич В. А. тАЬНе Быль, Но и Не ВыдумкатАЭ тАУ М, 1979

Вместе с этим смотрят:

Философия буддизма
Философия свободы. Понятие свободы в литературе
Философские истоки и основы мировосприятия Иосифа Бродского
Философские проблемы в романе Толстого ВлВойна и мирВ»