Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения А. С. Пушкина ВлЭлегияВ»)
Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения А.С. Пушкина "Элегия")Безумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье.Но, как вино тАУ печаль минувших днейВ моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Средь горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.
1830
А.С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт.
Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.
В первых строках (тАЬбезумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье.тАЭ) поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.
Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится тАЬтруд и горетАЭ. Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. тАЬТруд и горетАЭ обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта тАУ это взлеты и падения. Труд тАУ творчество, горе тАУ впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет тАЬгрядущего волнуемое моретАЭ.
После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли тАУ это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. тАЬСтрадатьтАЭ - это ещё и способность к состраданию.
Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что тАЬбудут наслажденья меж горестей, забот и треволненьятАЭ. К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь..
Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения. Вымысел и слезы поэта тАУ это результат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества тАУ любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.
тАЬЭлегиятАЭ по форме монолог. Оно обращено к тАЬдругамтАЭ - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого тАУ тАЬжалобная песнятАЭ. Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова тАУ гражданская, Пушкина тАУ философская. В классицизме этот жанр, один из тАЬвысокихтАЭ, обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.
Минувших = будущих
старе = старше
сулит = предвещает (обещает)
грядущего = будущего
тАЬгрядущего волнуемое моретАЭ - метафора из канона заупокойной церковной службы:
Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,.
Но у Пушкин стремится от этого моря не к тАЬтихому пристанищутАЭ, но снова в стихию чувств и переживаний.
други = друзья
ведаю = знаю
треволненья = тревоги
порой тАУ слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
..О жены Севера, меж вами Она является порой (тАЬПортреттАЭ)
Порой восточный краснобай Здесь разливал свои тетради (тАЬВ прохладе сладастной фонтанов..тАЭ)
Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
Существительные почти только абстрактные:
веселье тАУ печаль тАУ труд тАУ горе тАУ грядущее тАУ наслажденья тАУ заботы тАУ треволненья тАУ гармония тАУ вымысел тАУ закат тАУ любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных тАУ тяжело тАУ смутное тАУ минувших тАУ старе тАУ сильней тАУ уныл тАУ волнуемое.
Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать тАУ жить тАУ мыслить тАУ страдать тАУ упьюсь тАУ обольюсь тАУ блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье тАУ похмелье
упьюсь тАУ обольюсь тАУ тут даже отзвуки оргии.
На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.
Вместе с этим смотрят:
Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения Н. А. Некрасова ВлВ дорогеВ»)Анализ стихотворного текста (на примере стихотворения В. В. Маяковского ВлПослушайте!В»)
Анализ сцены (Лариса у гроба Юрия Живаго) из романа Б. Пастернака ВлДоктор ЖивагоВ»
Анализ художественного текста (на материале рассказа В. В. Набокова ВлКругВ»)